Исх.№ ______

от______________г.

Председателю комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания Иркутской области 

Т.В. Семейкиной

 О законодательных инициативах

 

Уважаемая Татьяна Владимировна!

В процессе деятельности по рассмотрению обращений граждан мною был выявлен ряд проблем, требующих урегулирования путем внесения изменений в действующее федеральное законодательство. В частности:

1. Около 6% от общего числа поступающих обращений к Уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области (далее – Уполномоченный) связаны с уклонением одного из родителей от исполнения обязательств по содержанию детей. В данном случае речь идет не только об алиментных обязательствах, но и тех ситуациях, когда за содержание детей несут ответственность лица, виновные в потере кормильца.

Законодательно алиментные обязательства и обязательства по возмещению вреда в связи с потерей кормильца поставлены на один уровень. На практике имеют место случаи, когда по постановлению судебного пристава или суда производится розыск должника. К сожалению, на этом правовые гарантии для ребенка заканчиваются. Никаких компенсационных выплат на период розыска должника государство не гарантирует. Защита интересов ребенка в таких случаях со стороны субъектов РФ незначительна.

Так, Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 130-оз «О ежемесячном пособии на ребенка в Иркутской области» предусмотрено пособие на период розыска должника по алиментным обязательствам, размер которого на одного ребенка составляет всего 315 рублей. При этом, право на его получение возникает только у взыскателей, чей доход ниже прожиточного минимума.

Исходя из вышеуказанных обстоятельств, у Уполномоченного нет достаточных правовых возможностей по оказанию содействия взыскателю с целью обеспечения прав и законных интересов ребенка. В данной ситуации Уполномоченный может лишь убедиться, что розыск должника объявлен, розыскные мероприятия проводятся надлежащим образом, а также дать необходимую правовую консультацию.

Рассматривая вопрос о праве взыскателя на индексацию присужденных платежей, был выявлен правовой пробел: материальное право взыскателя на увеличение присужденных сумм вследствие инфляции, гарантированное статьей 318 ГК РФ, не может быть реализовано на стадии исполнения решения, если речь идет не об алиментных платежах, а о суммах возмещения вреда на содержание несовершеннолетнего ребенка в связи с потерей кормильца.

Так, судебным решением от 12.05.2009 в пользу гражданки П. на содержание ее дочери, 2000 г/р, с гр. Р., признанного виновным в убийстве отца дочери, взысканы периодические платежи в твердой денежной сумме - по 3 тысячи рублей в месяц. Гр. Р. от исполнения решения уклоняется, объявлен в розыск. В соответствии со статьей 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, индексируется в случаях и в порядке, которые установлены законом или договором. Под действие данной нормы, безусловно, попадает и ситуация с семьей гр. П. В ходе изучения вопроса о том, кто и в каком порядке должен проиндексировать присужденные суммы, установлено следующее.

Федеральным законом от 30.11.2011 № 363-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменений в несколько законодательных актов, суть которых заключается в установлении единого механизма увеличения денежных сумм, а именно – пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте РФ. Прожиточный минимум в субъектах РФ – величина изменчивая и может неоднократно меняться в течение года. Следовательно, и механизм увеличения присужденных сумм должен быть гибким и доступным.

Положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что индексацию алиментных платежей производит судебный пристав-исполнитель (часть 1 статьи 102). Аналогичная компетенция судебного пристава-исполнителя закреплена статьей 117 СК РФ. Порядок же индексации всех иных выплат регулируется статьей 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве», из буквального толкования которой следует, что индексацию периодических платежей по возмещению вреда здоровью, по договору пожизненного содержания и др. производит лицо, выплачивающее должнику заработную плату, пенсию, стипендию.

Однако в рассматриваемом случае невозможно применить ни положения статьи 9, ни статьи 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Поскольку речь не идет об алиментных платежах, судебный пристав-исполнитель не уполномочен производить данную индексацию, а также отсутствует лицо, выплачивающее гр. Р. заработную плату или пенсию (гр. Р. в розыске). По этим же основаниям не изменится ситуация, если место жительства гр. Р. будет установлено, но он не трудоустроится, а начнет добровольно производить выплаты под контролем судебного пристава исполнителя.

В изложенной выше ситуации может оказаться неопределенное число взыскателей, которые имеют гарантированное законом материальное право, однако правовой механизм его реализации на стадии исполнения решения суда отсутствует. Данный вопрос является предметом изучения Экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка, включен в план его работы. Для сбора первоначальной информации, уяснения правовых позиций и сложившейся правоприменительной практики, были направлены запросы в Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области и в Иркутский областной суд. Позиция УФССП – все решается только в судебном порядке. Позиция Иркутского областного суда – никаких разъяснений и рекомендаций, все решается в каждом конкретном случае индивидуально.

При таких обстоятельствах нами были предложены гр. П. три процессуальных варианта обращения в суд:

- с исковым заявлением о взыскании задолженности за истекший период установлении к последующей выплате нового размера ежемесячных платежей (наша позиция – неправильно, т.к. такой путь обрекает взыскателя до 18- летнего возраста ребенка неоднократно обращаться в суд. Кроме того, один и тот же предмет спора не должен в судебном порядке разрешаться неоднократно);

- с заявлением в порядке исполнения (статья 208 ГПК РФ) (правомерность данного пути также сомнительна, т.к. согласно статье 208 ГПК РФ платеж индексируется с учетом инфляции за период: с момента взыскания к моменту реального исполнения. К периодичным платежам эта норма не применима);

- с заявлением о вынесении дополнительного судебного решения в порядке ст. 201 ГПК РФ о закреплении права на индексацию и на порядок индексации (судебное решение указания на право последующей индексации не содержит).

Следует отметить, что сроки для обжалования судебного решения от 12.05.2009 по делу гр. П. истекли, исправить ошибку через вышестоящую инстанцию невозможно. Но и для вынесения дополнительного судебного решения нет условий, т.к. оно возможно до вступления решения суда в законную силу. На сегодняшний день нет сведений, какое из заявлений примет суд и каков будет результат.

В целях решения вышеизложенной проблемы, на наш взгляд, представляется целесообразным внесение изменения в статью 102 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в части вменения в обязанности судебного пристава-исполнителя производить индексацию по обозначенным платежам (возмещению вреда).

2. В соответствии с порядком государственной регистрации рождения ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов, закрепленным статьей 19.1 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», сведения о родителях такого ребенка, в запись акта о рождении этого ребенка не вносятся.

На сегодняшний день на территории Иркутской области проживают 164 ребенка, в актовой записи о рождении которых, сведения о родителях отсутствуют, из них 84 ребенка проживают в государственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ребенок, не имеющий в свидетельстве о рождении записи о своих родителях, лишается права на выплату алиментов от своих родителей, а в случае их смерти – на получение пенсии по потере кормильца. На сегодняшний день никакие выплаты со стороны государства таким детям не предусмотрены. В связи с чем, такая категория детей оказывается в неравных условиях по сравнению с другими детьми, оставшимися без попечения родителей.

На наш взгляд, учитывая, что если законодательством предусмотрено наличие ситуации (оставленный в роддоме, подкинутый, брошенный), при которой ребенок лишен права даже знать своих родителей, государство, должно обеспечить дополнительные социальные гарантии таким детям.

Учитывая, что в свидетельстве о рождении таких детей в графе «родители» стоят прочерки, представляется, что данную категорию детей можно приравнять по своему статусу к детям-сиротам, родители которых умерли.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001
№ 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, а также детям умершей одинокой матери устанавливается социальная пенсия. Данная выплата производится детям, умершие родители которых не имели страхового стажа для назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

В целях обеспечения права указанной категории детей на получение социальной пенсии, представляется необходимым внесение изменения в подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», дополнив ее категорией детей, имеющих прочерки в графе «родители».

3. Представляется актуальным вопрос, связанный с защитой имущественных прав детей, родители которых осуждены к смертной казни и (или) пожизненно отбывают наказание в виде лишения свободы в связи с действующим в РФ мораторием на применение смертной казни. Всего в РФ отбывает наказание около 1500 человек приговоренных к исключительной мере наказания, которым смертная казнь заменена на пожизненное заключение.

Учитывая специфику отбывания наказания такими лицами, ребенок теряет право на получение алиментов со стороны осужденного родителя, так как у такого родителя отсутствует доход, с которого он мог бы выплачивать алименты.

Например, на территории Иркутской области проживает несовершеннолетний А., мать которого умерла, отец находится в местах лишения свободы с отбыванием наказания пожизненно с 1997 года. Несовершеннолетний получает пенсию по потере кормильца (в связи со смертью матери), от отца алименты мальчик не получает, так как у отца отсутствует источник дохода.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» с осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях, взыскание алиментов производится из всего заработка и иного дохода за вычетом отчислений на возмещение расходов по их содержанию в указанных учреждениях. На практике у осужденных, приговоренных к пожизненному заключению, заработок фактически отсутствует. Таким образом, ребенок лишен права на получение содержание со стороны отца, гарантированного СК РФ.

В целях защиты имущественных интересов данной категории несовершеннолетних, представляется целесообразным внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрев в них в качестве получателей пенсии (трудовой или социальной пенсии по случаю потери кормильца) категорию детей, родители которых осуждены к смертной казни и (или) к пожизненному лишению свободы (в зависимости от наличия/отсутствия у осужденного родителя ребенка страхового стажа).

4. Согласно части 1 статьи 60 СК РФ ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V СК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 60 СК РФ суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Частью 3 статьи 60 СК РФ предусмотрено, что ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также в любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Этой же частью статьи 60 СК РФ установлено, что при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 ГК РФ).

Согласно статье 37 ГК РФ «доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации».

Таким образом, из данного положения вытекает, что суммы алиментов, пенсий, пособий, предоставляемых на содержание ребенка, по аналогии с доходами подопечного, могут расходоваться его родителями только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

В практике Уполномоченного возникают многочисленные вопросы от родителей детей в отношении существующего противоречия между частью 2 и частью 3 СК РФ, отсылающей к положениям статьи 37 ГК РФ. Данные нормы, по сути, приравнивают родных родителей ребенка к опекунам (попечителям) в вопросах распоряжения имуществом ребенка. Если следовать логике и требованиям закона, то, например, алиментные платежи на ребенка должны расходоваться только с разрешения органа опеки и попечительства, что представляется абсурдным.

Учитывая изложенное, представляется необходимой корректировка указанных положений семейного и (или) гражданского законодательства в части исключения пособий, алиментов, пенсий, иных выплат из имущества детей, не относящихся к категории подопечных, на распоряжение которым требуется разрешение органа опеки и попечительства. Контроль же за расходованием данных средств в отношении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ежегодно органами опеки и попечительства и, при надлежащем выполнении, не повлечет нарушений прав данной категории детей.

5. Согласно статье 84 СК РФ на детей, оставшихся без попечения родителей, алименты взыскиваются и выплачиваются опекуну (попечителю) детей или их приемным родителям. При этом из положения части 1 статьи 37 ГК РФ вытекает, что суммы алиментов включены в понятие «доходы подопечного».

Как правило, при рассмотрении в судебном порядке вопроса о взыскании алиментов с родителей на ребенка, оставшегося без попечения родителей, суд принимает решение, определив взыскателем не ребенка, а опекуна (в том числе государственного) или приемного родителя. Зачастую, впоследствии, при отстранении опекуна, его освобождении, переводе ребенка в другое учреждение, возникает вопрос о замене взыскателя, что не всегда выполняется.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным при рассмотрении вопроса о взыскании алиментов на детей, оставшихся без попечения родителей, определять взыскателем самого ребенка. В связи с чем, видится необходимость внесения соответствующих изменений в статью 84 СК РФ.

Прошу Вас оценить правовую возможность внесения соответствующих законодательных инициатив в Государственную Думу РФ. Со своей стороны готова оказать необходимое содействие по их надлежащему оформлению.

 

 

Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области С.Н. Семенова

site 2017 2

Контакты

664011, г. Иркутск
ул. Горького, 31, каб. 105, каб. 120

Рабочие часы:
понедельник-пятница: 09:00 - 13:00, 14:00 - 18:00

приемная: +7 (3952) 34-19-17, 24-21-45
запись на прием: +7 (3952) 34-19-17

Детские телефоны доверия
+7 (3952) 24-18-45
8-800-2000-122
8-800-3504-050

электронная почта: rebenok.irk@mail.ru

 

© 2012 Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
Все права защищены.