Министру образования Иркутской области

В.С. Басюку

Уважаемый Виктор Стефанович!

Мною рассмотрен направленный Вами проект концепции ДЦП Иркутской области «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в Иркутской области» на 2013-2015 годы (далее – проект Концепции). По результатам рассмотрения направляю предложения по разработке ДЦП «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в Иркутской области» на 2013-2015 годы, касающиеся правового просвещения детей, их родителей и педагогов по информационной безопасности:

В раздел «Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами» включить:

Целью Программы будет являться создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей и молодежи.

Задачи Программы:

1.создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

2. внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств;

3. профилактика у детей и подростков Интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации;

4. информационное просвещение граждан о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Программа направлена на создание условий для обеспечения защиты нравственности и охраны здоровья детей в сфере оборота информации на территории области, производства информационной продукции для детей. Реализация ее программных мероприятий будет способствовать:

- обеспечению концентрации ресурсов для решения задачи информационной безопасности детей;

- проведению единой политики, синхронизированной с федеральными инициативами, при решении задач информационной безопасности детей;

- развитию в детях способности критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, распознавать и противостоять негативной информации в социальной жизни, СМИ, Интернет-пространстве и мобильной связи, применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

В раздел «Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами»

Актуальность разработки данной Программы связана с принятием Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который вступил в силу 1 сентября 2012 года.

Сегодня информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) предоставляют беспрецедентные возможности для детско-юношеского обучения и творчества. Данный потенциал, обладающий информационной насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний, многообразием транслируемых ценностей, включает ресурсы открытых цифровых хранилищ библиотек, музеев, федеральных и региональных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов.

В то же время многие ученые, педагоги, родители, общественность серьезно обеспокоены негативным влиянием современной информационной среды на детей и молодежь.

За последние 20 лет в детской среде произошли серьезные изменения, связанные с неограниченной доступностью СМИ, средств мобильной связи и сети Интернет. По данным социологических опросов дети стали гораздо меньше читать книги и предпочитают пользоваться электронными медиаресурсами, проводя много времени у компьютера и телевизора. Так, согласно опросам Фонда "Общественное мнение", каждый четвертый подросток ежедневно работает в сети, три четверти подростков (75,5%) входят в состав полугодовой аудитории Интернета. Не пользуются Интернетом лишь менее четверти (24,5%) подростков. Большинство объясняют это объективными трудностями (нет компьютера или доступа в Интернет, не позволяют финансы, просто нет возможности, в том числе в учебном заведении) и лишь некоторые субъективными трудностями (не умею, не хочу, мне это неинтересно). При этом формы проведения досуга, связанные с межличностным общением, сохранили свою значимость на прежнем высоком уровне. Только средства этого общения стали несколько иными (мобильные телефоны, ICQ, социальные сети).

Серьезной и глобально значимой проблемой стало злоупотребление плодами ИКТ и их использование для совершения преступлений против детей, которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания), доступности СМИ, распространения информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты и иные деструктивные организации.

При этом родители зачастую отстают от информационной грамотности своего ребенка, не подозревая, какой опасности он подвергается, сидя дома за компьютером, какой контент ребенок смотрит по телевидению и видео. Многие не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает их ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает.

Поскольку большинство современных родителей жалуются на занятость на работе, то для воспитания детей и контроля за их занятиями остается мало времени, сил, а порой и компетентности. Вследствие этого дети и подростки, в силу возраста не обладающие способностью фильтровать качество информации, могут бесконтрольно смотреть любые телепрограммы и посещать небезопасные для детского возраста Интернет-страницы.

Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы.

Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в современном информационном пространстве - это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального, государственного и международного.

В настоящее время регулирование вопросов обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних производится неэффективно.

В целом на сегодняшний день состояние информационно-образовательной среды можно оценить как небезопасное для ребенка.

Поэтому при реализации Программы обеспечения информационной безопасности детей необходимо действовать системно, комплексно и использовать не только правовые регуляторы, но и технические и технологические возможности.

Программа направлена на создание условий для обеспечения защиты нравственности и охраны здоровья детей в сфере оборота информации на территории области, производства информационной продукции для детей. Реализация ее программных мероприятий будет способствовать:

- обеспечению концентрации ресурсов для решения задачи информационной безопасности детей;

- проведению единой политики, синхронизированной с федеральными инициативами, при решении задач информационной безопасности детей;

- развитию в детях способности критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, распознавать и противостоять негативной информации в социальной жизни, СМИ, Интернет-пространстве и мобильной связи, применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

В раздел «Основные цели и задачи программы» включить:

Основной целью Программы будет являться создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей и молодежи.

Для достижения указанных целей планируется решение следующих основных задач:

- создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

- внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств;

- профилактика у детей и подростков Интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации;

- информационное просвещение граждан о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

В раздел «Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социально-экономических результатов от реализации программы» включить показатель:

- увеличение доли информированности граждан об имеющихся возможностях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных включить целевых индикаторов и показателей по основным направлениям деятельности в рамках задач Программы:

- охват учащихся, их родителей, педагогов занятиями по медиабезопасности;

- информированность граждан об имеющихся возможностях защиты детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию.

Оценка эффективности реализации Программы производить на основе годовых отчетов, предоставляемых исполнителями.

В план мероприятий ДЦП «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в Иркутской области» на 2013-2015 годы:

Задача 1: Создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

1.1. Разработка учебных программ по защите детей от распространения вредной для них информации.

1.2. Коррекция образовательных программ повышения квалификации работников образования:

- внесение в программы для всех категорий слушателей вопросов обеспечения мер информационной проблем безопасного безопасности, поведения в сети Интернет и пр.;

- разработка для педагогов-психологов спецкурсов по психолого-педагогическому сопровождению процесса информатизации образования, преодолению последствий негативного влияния средств информационных коммуникационных технологий на личность ребенка и т.п.;

- разработка для классных руководителей, воспитателей и социальных педагогов спецкурсов по работе с семьей по проблемам информационной безопасности.

1.3.Разработка информационного курса для родителей по защите детей от распространения вредной для них информации.

Задача 2: внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств.

2.1. Оснащение рабочих мест с доступом к сети Интернет в библиотеках, обслуживающих детей, контентом фильтрации.

2.2. Установка во всех образовательных учреждениях программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию Интернет-трафика.

2.3. Организация предоставления провайдером услуги доступа к сети Интернет-трафика образовательным учреждениям с обеспечением контент-фильтрации.

2.4. Выявление фактов распространения материалов порнографического экстремистского содержания, а также производства распространения продукции, продукции средств массовой информации

2.5. Проведение мониторинга социальных сетей Интернет по выявлению распространения материалов порнографического содержания и информации о жестокости по отношению к детям и с их стороны, а также экстремистского характера, пропаганды наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

Задача 3: профилактика у детей и подростков Интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации.

3.1.Проведение социологических исследований информационных потребностей различных категорий учащихся с целью выработки рекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения детей и подростков. Направление аналитической справки заинтересованным органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3.2. Проведение медиауроков по теме "Информационная безопасность учащихся».

3.3. Участие во всероссийском конкурсе сайтов для детей и юношества "Позитивный контент!»

3.4. Организация и проведение областной конференции для детей, молодежи и специалистов, работающих с детьми и молодежью по Интернет-безопасности.

3.5. Создание и обеспечение эффективного функционирования многоканальной горячей телефонной линии для приема сообщений о распространении и материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и других и преступлениях в отношении детей, в том числе совершенных с использованием Интернет и мобильной (сотовой) связи, и размещение информации о такой телефонной линии в детских учреждениях, учреждениях образования, здравоохранения и иных общественных местах      

3.6. Проведение разъяснительных профилактических мероприятий с несовершеннолетними и их родителями об ответственности за распространение информации экстремистского порнографического и наркотического характера.

Задача 4: информационное просвещение граждан о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

4.1. Разработка, создание, наполнение и продвижение мультимедийного Интернет-проекта по информационному просвещению жителей Иркутской области о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Проект будет представлять собой портал в сети Интернет, генерирующий новостные модули по теме, видео- аудиоролики, площадку для обмена мнениями (форум), опросы, фотогалереи, конкурсы, интерактивные проекты.

4.2. Подготовка и выпуск в областном печатном издании тематического медиапроекта информационному просвещению жителей Иркутской области о защите детей от информации, причиняющей вред их, здоровью и развитию. Медиапроект будет способствовать повышению информированности аудитории областного печатного издания о защите детей от негативной информации.

4.3. Подготовка и выпуск на областном телеканале тематического медиапроекта по информационному просвещению жителей Иркутской области о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью.

4.4. Проведение мероприятий (лекториев, семинаров, практикумов, тренингов, "круглых столов", конференций и т.п.), в том числе с применением дистанционных технологий, по проблемам информационной безопасности для всех участников образовательного процесса.

4.5. Проведение на интерактивных образовательных сайтах региона сетевых акций, проектов, конкурсов и других мероприятий для школьных команд как непосредственно связанных с пропагандой безопасного поведения в сети Интернет, так и вовлекающих детей в безопасное образовательное пространство.

4.6. Организация курсов повышения квалификации для педагогических работников учреждений социального обслуживания, включающих вопросы оказания психолого-педагогической помощи семьям с детьми с Интернет-зависимостью.

4.7. Размещение на официальных сайтах исполнительных органов власти, органов местного самоуправления ссылок на электронные адреса для направления информации о противоправном Интернет-контенте.

4.8.Организация и проведение конкурса социальной рекламы, ориентированной на решение социальных проблем детей и молодежи. Изготовление и распространение полиграфической продукции на основе лучших работ.

4.9. Проведение акции по выдаче материалов для родителей по тематике обеспечения информационной безопасности детей

С.Н. Семенова  

site 2017 2

Контакты

664011, г. Иркутск
ул. Горького, 31, каб. 105, каб. 120

Рабочие часы:
понедельник-пятница: 09:00 - 13:00, 14:00 - 18:00

приемная: +7 (3952) 34-19-17, 24-21-45
запись на прием: +7 (3952) 34-19-17

Детские телефоны доверия
+7 (3952) 24-18-45
8-800-2000-122
8-800-3504-050

электронная почта: rebenok.irk@mail.ru

 

© 2012 Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
Все права защищены.