Министру образования Иркутской области

В.С. Басюку

Уважаемый Виктор Стефанович!

Мною рассмотрен направленный Вами проект концепции ДЦП Иркутской области «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в Иркутской области» на 2013-2015 годы (далее – проект Концепции). По результатам рассмотрения направляю предложения по разработке ДЦП «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в Иркутской области» на 2013-2015 годы, касающиеся правового просвещения детей, их родителей и педагогов по информационной безопасности:

В раздел «Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами» включить:

Целью Программы будет являться создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей и молодежи.

Задачи Программы:

1.создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

2. внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств;

3. профилактика у детей и подростков Интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации;

4. информационное просвещение граждан о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Программа направлена на создание условий для обеспечения защиты нравственности и охраны здоровья детей в сфере оборота информации на территории области, производства информационной продукции для детей. Реализация ее программных мероприятий будет способствовать:

- обеспечению концентрации ресурсов для решения задачи информационной безопасности детей;

- проведению единой политики, синхронизированной с федеральными инициативами, при решении задач информационной безопасности детей;

- развитию в детях способности критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, распознавать и противостоять негативной информации в социальной жизни, СМИ, Интернет-пространстве и мобильной связи, применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

В раздел «Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами»

Актуальность разработки данной Программы связана с принятием Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", который вступил в силу 1 сентября 2012 года.

Сегодня информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) предоставляют беспрецедентные возможности для детско-юношеского обучения и творчества. Данный потенциал, обладающий информационной насыщенностью и интенсивностью, многоканальностью влияний, многообразием транслируемых ценностей, включает ресурсы открытых цифровых хранилищ библиотек, музеев, федеральных и региональных образовательных коллекций, образовательных сайтов и телеканалов.

В то же время многие ученые, педагоги, родители, общественность серьезно обеспокоены негативным влиянием современной информационной среды на детей и молодежь.

За последние 20 лет в детской среде произошли серьезные изменения, связанные с неограниченной доступностью СМИ, средств мобильной связи и сети Интернет. По данным социологических опросов дети стали гораздо меньше читать книги и предпочитают пользоваться электронными медиаресурсами, проводя много времени у компьютера и телевизора. Так, согласно опросам Фонда "Общественное мнение", каждый четвертый подросток ежедневно работает в сети, три четверти подростков (75,5%) входят в состав полугодовой аудитории Интернета. Не пользуются Интернетом лишь менее четверти (24,5%) подростков. Большинство объясняют это объективными трудностями (нет компьютера или доступа в Интернет, не позволяют финансы, просто нет возможности, в том числе в учебном заведении) и лишь некоторые субъективными трудностями (не умею, не хочу, мне это неинтересно). При этом формы проведения досуга, связанные с межличностным общением, сохранили свою значимость на прежнем высоком уровне. Только средства этого общения стали несколько иными (мобильные телефоны, ICQ, социальные сети).

Серьезной и глобально значимой проблемой стало злоупотребление плодами ИКТ и их использование для совершения преступлений против детей, которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания), доступности СМИ, распространения информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты и иные деструктивные организации.

При этом родители зачастую отстают от информационной грамотности своего ребенка, не подозревая, какой опасности он подвергается, сидя дома за компьютером, какой контент ребенок смотрит по телевидению и видео. Многие не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает их ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает.

Поскольку большинство современных родителей жалуются на занятость на работе, то для воспитания детей и контроля за их занятиями остается мало времени, сил, а порой и компетентности. Вследствие этого дети и подростки, в силу возраста не обладающие способностью фильтровать качество информации, могут бесконтрольно смотреть любые телепрограммы и посещать небезопасные для детского возраста Интернет-страницы.

Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы.

Сегодня возникло устойчивое понимание того, что проблема детской безопасности в современном информационном пространстве - это предмет, требующий скоординированного решения на всех уровнях: от семейного и муниципального до регионального, государственного и международного.

В настоящее время регулирование вопросов обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних производится неэффективно.

В целом на сегодняшний день состояние информационно-образовательной среды можно оценить как небезопасное для ребенка.

Поэтому при реализации Программы обеспечения информационной безопасности детей необходимо действовать системно, комплексно и использовать не только правовые регуляторы, но и технические и технологические возможности.

Программа направлена на создание условий для обеспечения защиты нравственности и охраны здоровья детей в сфере оборота информации на территории области, производства информационной продукции для детей. Реализация ее программных мероприятий будет способствовать:

- обеспечению концентрации ресурсов для решения задачи информационной безопасности детей;

- проведению единой политики, синхронизированной с федеральными инициативами, при решении задач информационной безопасности детей;

- развитию в детях способности критически относиться к информационной продукции, распространяемой в информационно-телекоммуникационных сетях, распознавать и противостоять негативной информации в социальной жизни, СМИ, Интернет-пространстве и мобильной связи, применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях.

В раздел «Основные цели и задачи программы» включить:

Основной целью Программы будет являться создание безопасной информационно-образовательной среды для обеспечения, сохранения и укрепления нравственного, физического, психологического и социального здоровья детей и молодежи.

Для достижения указанных целей планируется решение следующих основных задач:

- создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

- внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств;

- профилактика у детей и подростков Интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации;

- информационное просвещение граждан о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

В раздел «Оценка эффективности и прогноз ожидаемых социально-экономических результатов от реализации программы» включить показатель:

- увеличение доли информированности граждан об имеющихся возможностях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных включить целевых индикаторов и показателей по основным направлениям деятельности в рамках задач Программы:

- охват учащихся, их родителей, педагогов занятиями по медиабезопасности;

- информированность граждан об имеющихся возможностях защиты детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию.

Оценка эффективности реализации Программы производить на основе годовых отчетов, предоставляемых исполнителями.

В план мероприятий ДЦП «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции в Иркутской области» на 2013-2015 годы:

Задача 1: Создание организационно-правовых механизмов защиты детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

1.1. Разработка учебных программ по защите детей от распространения вредной для них информации.

1.2. Коррекция образовательных программ повышения квалификации работников образования:

- внесение в программы для всех категорий слушателей вопросов обеспечения мер информационной проблем безопасного безопасности, поведения в сети Интернет и пр.;

- разработка для педагогов-психологов спецкурсов по психолого-педагогическому сопровождению процесса информатизации образования, преодолению последствий негативного влияния средств информационных коммуникационных технологий на личность ребенка и т.п.;

- разработка для классных руководителей, воспитателей и социальных педагогов спецкурсов по работе с семьей по проблемам информационной безопасности.

1.3.Разработка информационного курса для родителей по защите детей от распространения вредной для них информации.

Задача 2: внедрение систем исключения доступа к информации, несовместимой с задачами гражданского становления детей, а также средств фильтрации и иных аппаратно-программных и технико-технологических устройств.

2.1. Оснащение рабочих мест с доступом к сети Интернет в библиотеках, обслуживающих детей, контентом фильтрации.

2.2. Установка во всех образовательных учреждениях программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию Интернет-трафика.

2.3. Организация предоставления провайдером услуги доступа к сети Интернет-трафика образовательным учреждениям с обеспечением контент-фильтрации.

2.4. Выявление фактов распространения материалов порнографического экстремистского содержания, а также производства распространения продукции, продукции средств массовой информации

2.5. Проведение мониторинга социальных сетей Интернет по выявлению распространения материалов порнографического содержания и информации о жестокости по отношению к детям и с их стороны, а также экстремистского характера, пропаганды наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

Задача 3: профилактика у детей и подростков Интернет-зависимости, игровой зависимости и правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации.

3.1.Проведение социологических исследований информационных потребностей различных категорий учащихся с целью выработки рекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения детей и подростков. Направление аналитической справки заинтересованным органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3.2. Проведение медиауроков по теме "Информационная безопасность учащихся».

3.3. Участие во всероссийском конкурсе сайтов для детей и юношества "Позитивный контент!»

3.4. Организация и проведение областной конференции для детей, молодежи и специалистов, работающих с детьми и молодежью по Интернет-безопасности.

3.5. Создание и обеспечение эффективного функционирования многоканальной горячей телефонной линии для приема сообщений о распространении и материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и других и преступлениях в отношении детей, в том числе совершенных с использованием Интернет и мобильной (сотовой) связи, и размещение информации о такой телефонной линии в детских учреждениях, учреждениях образования, здравоохранения и иных общественных местах      

3.6. Проведение разъяснительных профилактических мероприятий с несовершеннолетними и их родителями об ответственности за распространение информации экстремистского порнографического и наркотического характера.

Задача 4: информационное просвещение граждан о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

4.1. Разработка, создание, наполнение и продвижение мультимедийного Интернет-проекта по информационному просвещению жителей Иркутской области о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Проект будет представлять собой портал в сети Интернет, генерирующий новостные модули по теме, видео- аудиоролики, площадку для обмена мнениями (форум), опросы, фотогалереи, конкурсы, интерактивные проекты.

4.2. Подготовка и выпуск в областном печатном издании тематического медиапроекта информационному просвещению жителей Иркутской области о защите детей от информации, причиняющей вред их, здоровью и развитию. Медиапроект будет способствовать повышению информированности аудитории областного печатного издания о защите детей от негативной информации.

4.3. Подготовка и выпуск на областном телеканале тематического медиапроекта по информационному просвещению жителей Иркутской области о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью.

4.4. Проведение мероприятий (лекториев, семинаров, практикумов, тренингов, "круглых столов", конференций и т.п.), в том числе с применением дистанционных технологий, по проблемам информационной безопасности для всех участников образовательного процесса.

4.5. Проведение на интерактивных образовательных сайтах региона сетевых акций, проектов, конкурсов и других мероприятий для школьных команд как непосредственно связанных с пропагандой безопасного поведения в сети Интернет, так и вовлекающих детей в безопасное образовательное пространство.

4.6. Организация курсов повышения квалификации для педагогических работников учреждений социального обслуживания, включающих вопросы оказания психолого-педагогической помощи семьям с детьми с Интернет-зависимостью.

4.7. Размещение на официальных сайтах исполнительных органов власти, органов местного самоуправления ссылок на электронные адреса для направления информации о противоправном Интернет-контенте.

4.8.Организация и проведение конкурса социальной рекламы, ориентированной на решение социальных проблем детей и молодежи. Изготовление и распространение полиграфической продукции на основе лучших работ.

4.9. Проведение акции по выдаче материалов для родителей по тематике обеспечения информационной безопасности детей

С.Н. Семенова  

bezopasn 2018

banner istorii

Контакты

664011, г. Иркутск
ул. Горького, 31, каб. 105, каб. 120

Рабочие часы:
понедельник-пятница: 09:00 - 13:00, 14:00 - 18:00

приемная: +7 (3952) 34-19-17, 24-21-45
запись на прием: +7 (3952) 34-19-17

Детские телефоны доверия
+7 (3952) 24-18-45
8-800-2000-122
8-800-3504-050

электронная почта: rebenok.irk@mail.ru

 

© 2012 Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
Все права защищены.