1.«О внесении изменений в Закон Иркутской области «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей».

Предмет правового регулирования проекта закона: Установление дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной доплаты по уходу за ребенком-инвалидом неработающему трудоспособному родителю, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, которому установлена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», в семьях, имеющих среднедушевой доход ниже установленной величины прожиточного минимума в целом по области в расчете на душу населения.

Обоснование необходимости принятия проекта закона: В рамках утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее – Национальная стратегия) обозначено, что более 80 процентов детей-инвалидов воспитываются в неполных семьях, находящихся в бедственном материальном положении, усугубляемом наличием различных «барьеров инвалидности» и психологической изоляцией в силу равнодушного или нетерпимого отношения окружающих к детям-инвалидам, самоизоляцией семей. Острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав на образование, реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи. Часто это является причиной отказа родителей от таких детей и высокого уровня социального сиротства среди детей данной категории (более 12 процентов из них попадают в дома-интернаты).

Как правило, особенности здоровья ребенка-инвалида предполагают необходимость постоянного присмотра и ухода со стороны одного из родителей (единственного родителя), поэтому свыше 70% родителей детей-инвалидов вынуждены оставить работу либо прибегать к неполной рабочей занятости. Зачастую семья фактически остается без кормильца, и его отсутствие далеко не в полной мере может быть компенсировано социальными выплатами.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2008 № 774 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами» неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, в том числе, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей, с учетом районных коэффициентов, применяемых в отдельных регионах. В Иркутской области размер соответствующей выплаты составляет в южных районах – 1440 руб., в северных районах – 1560 руб.

В целях дополнительной поддержки родителей (единственного родителя), осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, в отдельных субъектах Российской Федерации установлены дополнительные региональные выплаты (компенсации, доплаты) (Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Самарская область, Магаданская область, Республика Башкортостан и др.). Размер данных выплат варьируется от 1000 до 10000 рублей.

Учитывая обозначенную в рамках Национальной стратегии приоритетную государственную задачу по всесторонней поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, предлагается установить на территории Иркутской области аналогичную дополнительную меру социальной поддержки. 

2.«О внесении изменений в статью 7 Закона Иркутской области «Об областной государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций».

Предмет правового регулирования проекта закона: Дополнение перечня видов деятельности, являющихся условием оказания областной государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, следующим видом деятельности:- внедрение и развитие медиативных технологий.

Обоснование необходимости принятия проекта закона: Статьей 31.1. Федерального закона от 12.01.1996
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлены виды деятельности, при осуществлении которых органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям.

В рамках данной статьи предусмотрена возможность установления законами субъектов Российской Федерации других видов деятельности, направленных на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации в целях признания некоммерческих организаций социально ориентированными.

В принятой Национальной стратегии обозначена необходимость расширения практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка, определены меры, принятие которых требуется в данной сфере. В частности:

наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка.

развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;

организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;

внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

В развитие Национальной стратегии распоряжением Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р утвержден План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, в который включены такие мероприятия как:

- развитие сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия;

- организация служб школьной медиации в образовательных учреждениях.

Правовой основой создания института медиации является Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

На территории Иркутской области имеются организации, активно занимающиеся внедрением и развитием восстановительных (медиативных) технологий, в том числе в сфере детства.

Обеспечение государственной поддержки развития в Иркутской области медиативных технологий в сфере защиты детства позволит повысить число случаев досудебного урегулирования спорных (конфликтных) вопросов с участием детей, и, как следствие, снизить нагрузку на судебные органы, а также конструктивно разрешать различные спорные ситуации, возникающие между участниками образовательного процесса. 

3. «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об обеспечении оказания юридической помощи в Иркутской области»

 Предмет правового регулирования: проекта закона Установление дополнительной гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, путем дополнения перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, такой категорией как – несовершеннолетние граждане, признанные потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства, а также уточнение случаев оказания бесплатной юридической помощи с учетом предлагаемой категории

Обоснование необходимости принятия проекта закона: Часть 1 статьи 48 Конституции РФ провозглашает, что каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, прямо предусмотренных законом, юридическая помощь должна оказываться бесплатно.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) предусматривает, что граждане имеют право на получение бесплатной юридической помощи в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, и организационно-правовое обеспечение реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством.

При этом, субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать своими законами и иными нормативными правовыми актами дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи.

Согласно статье 4 Закона Иркутской области от Иркутской области от 06.11.2012 № 105-ОЗ «Об обеспечении оказания юридической помощи в Иркутской области» к полномочиям Законодательного Собрания Иркутской области посредством принятия законов Иркутской области отнесено установление дополнительных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе путем расширения перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, и перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи.

Статьей 20 Федерального закона установлен перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. К их числу относятся, в том числе: несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве). Данное исключение обусловлено тем, что в рамках уголовно-процессуального судопроизводства указанные несовершеннолетние имеют статус подозреваемых или обвиняемых и их процессуальные права на получение квалифицированной юридической помощи обеспечиваются нормами уголовного законодательства.

Так, Уголовно-процессуальным кодексом РФ (статья 51) установлен перечень случаев обязательного участия в уголовном судопроизводстве защитника (адвоката) лица, признанного подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу. При этом предусмотрено, что участие защитника в установленных случаях обеспечивается дознавателем, следователем или судом, если он не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого, обвиняемого. В отношении же потерпевших по уголовным делам случаев обязательного участия защитника-адвоката по назначению дознавателя, следователя или суда в рамках УПК РФ не предусмотрено.

В практике работы Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области нередко возникают ситуации, требующие оказания несовершеннолетнему - пострадавшему в результате совершения в отношении него преступления, квалифицированной юридической помощи профессионального защитника (представителя государственного юридического бюро, адвоката). Зачастую, для законных представителей таких детей является затруднительным нанимать платного адвоката, они самостоятельно защищают интересы своего ребенка либо приглашают в качестве представителей лиц, не обладающих достаточным уровнем знаний и опыта для обеспечения надлежащей защиты прав и законных интересов такого несовершеннолетнего.

В некоторых субъектах Российской Федерации на сегодняшний день приняты законодательные акты, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства в виде предоставления бесплатной квалифицированной юридической помощи (например, Вологодская область, Ставропольский край).

В целях повышения защищенности прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, пострадавших в результате совершенного в отношении них преступления, предлагается включить данную категорию в перечень граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи. С учетом введения данной категории, потребуется скорректировать случаи предоставления бесплатной юридической помощи, предусмотрев оказание таким несовершеннолетним бесплатной юридической помощи государственным юридическим бюро, адвокатами в виде правового консультирования, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, представительства в судах.

 4. «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области».

 Предмет правового регулирования: проекта закона Установление единовременной выплаты гражданам Российской Федерации, усыновившим (удочерившим) одного или более детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства Иркутской области. В действующей редакции данная выплата предоставляется гражданам, проживающим на территории Иркутской области

 Обоснование необходимости принятия проекта закона: В рамках утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (далее – Национальная стратегия) обозначено обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на принимаемые Правительством Иркутской области меры, направленные на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняет свою актуальность, Низкими темпами сокращается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных учреждениях. В рамках реализации Национальной стратегии и достижения ожидаемых результатов необходимо увеличить долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации.

Приоритетной формой устройства детей является усыновление (удочерение). В последние годы наблюдается низкий показатель российского усыновления в регионе, при этом международное усыновление увеличивается. Существующая в регионе система материального стимулирования граждан при усыновлении (удочерении) распространяется только на жителей Иркутской области. На граждан с других регионов России, желающих усыновить (удочерить) ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства Иркутской области, стимулирующие выплаты не распространяются.

Учитывая обозначенную в рамках Национальной стратегии приоритетную государственную задачу по снижению доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных учреждениях, предлагается распространить, установленную Законом Иркутской области от 03.11.2011 № 102-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Иркутской области» меру материальной поддержки для всех граждан, проживающих на территории России усыновивших (удочеривших) одного или более детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства Иркутской области.

 Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области С.Н. Семенова

site 2017 2

Контакты

664011, г. Иркутск
ул. Горького, 31, каб. 105, каб. 120

Рабочие часы:
понедельник-пятница: 09:00 - 13:00, 14:00 - 18:00

приемная: +7 (3952) 34-19-17, 24-21-45
запись на прием: +7 (3952) 34-19-17

Детские телефоны доверия
+7 (3952) 24-18-45
8-800-2000-122
8-800-3504-050

электронная почта: rebenok.irk@mail.ru

 

© 2012 Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
Все права защищены.