Содержание материала

Введение

…Один рассвет для всех
Горстями дарит солнце.
Наш звонкий детский смех
О души взрослых бьется.
Луч солнца из окна,
Что утром мирно светит,
Ты защити, страна,
Чтоб улыбались дети…

(Из песни «Не отнимайте солнце у детей»)

Российская система защиты детства переживает период активной модернизации. В ежегодном послании Федеральному Собранию на 2011 год Президент РФ Дмитрий Медведев в числе национальных государственных приоритетов определил заботу о детях, поддержку института семьи, материнства и детства.

Проблем в этой сфере немало. Такие явления, как нехватка мест в детских дошкольных учреждениях, безнадзорность, социальное сиротство, нарушение прав детей-инвалидов, увеличение числа нарко-, табако- и алкоголезависимых несовершеннолетних, – к сожалению, реалии нашей жизни.

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П.А. Астахов отмечает: «Мы стали неконкурентоспособны. Мы несем чудовищные потери – дети гибнут из-за суицидов, в результате ДТП, от бытовых травм, а также из-за жестокого обращения и насилия».

Построение эффективной системы защиты детства – сложный и многогранный процесс, требующий межведомственного и междисциплинарного подхода. Сегодня в него вовлечены законодательные и исполнительные органы власти, государственные учреждения, общественные организации и научное сообщество. Они занимаются разными аспектами проблемы, предлагают новые подходы, но едва ли не в один голос говорят о том, что «центр тяжести» новой системы должен приходиться на профилактику кризисных ситуаций.

Дети уязвимы и зависимы от мира взрослых. По этой причине у них есть особые, по сравнению со взрослыми, права, которые закреплены в Конвенции о правах ребенка. Эти особые права нуждаются и в особой защите. Специальные механизмы ее осуществления призваны всецело отстаивать права детей и права каждого ребенка в отдельности.

В большинстве случаев, в силу своего возраста и связанных с ним особенностей, а также ввиду ограниченной дееспособности, дети не могут самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. От их лица действуют законные представители (родители, опекуны, директора детских учреждений и пр.). Если они не отстаивают права ребенка должным образом, или сами их нарушают, - ребенок становится фактически беззащитным.

Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами их соблюдения, сложилась в нашей стране достаточно давно. К сожалению, реальное положение дел в сфере защиты детства свидетельствует о недостаточности такого содействия и контроля: на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается.

16 февраля 2011 года решением Законодательного Собрания Иркутской области в регионе был назначен Уполномоченный по правам ребенка. Правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области, а так же круг реализуемых им задач и полномочий, установлен Законом Иркутской области от 12.07.2010 г. №71-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области» (далее – Закон).

В целях обеспечения деятельности Уполномоченного был создан аппарат в количестве пяти человек, замещающих должности государственной гражданской службы Иркутской области.

В связи с относительной новизной института Уполномоченного по правам ребенка, необходимо констатировать, что на сегодняшний день в обществе и, в первую очередь, в системе органов государственной власти, зачастую существует неправильное понимание роли данного института.

В соответствии со смыслом института Уполномоченного по правам ребенка, заложенным при его учреждении Президентом Российской Федерации, деятельность Уполномоченного существенно отличается от работы всех остальных субъектов защиты прав детей. В данном случае предусматривается возможность самостоятельного обращения ребенка за помощью, оперативность реагирования на ставшие известными нарушения прав детей и личное участие Уполномоченного в решении проблем несовершеннолетних.

Уполномоченный, защищая права детей, не связан узкими юридическими и ведомственными соображениями. Он призван выявлять несоответствие действий (бездействия) органов власти и организаций закону, устанавливать факты несправедливости и формальности решений, принимаемых данными органами, и предлагать способы исправления сложившейся ситуации.

За истекший период институт Уполномоченного по правам ребенка стал важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей, заняв в ней свою нишу, не подменяя деятельность других субъектов, но взаимодействуя с ними в тесном контакте.

В отчетном году к Уполномоченному поступило более 1500 обращений. Это индивидуальные и коллективные жалобы на нарушения прав и свобод детей, информационные сообщения и обращения по правозащитной тематике; предложения об участии в проектах правозащитной направленности, а также о взаимодействии с органами исполнительной власти и общественными организациями.

К числу ключевых задач, стоящих перед институтом Уполномоченного в 2011 году, относилось не только решение вопросов защиты и восстановления нарушенных прав конкретных детей, но и улучшение положения детей, проживающих в регионе в целом. А также активизация решения существующих проблем в области социальной защиты, образования, воспитания, обеспечения занятости, здоровья и развития подрастающего поколения. Эти задачи являются основополагающими для деятельности института Уполномоченного и в дальнейшем.

В соответствии со статьей 17 Закона, Уполномоченный ежегодно готовит доклад по вопросам соблюдения прав ребенка в Иркутской области и, в срок не позднее 31 марта, направляет его Губернатору Иркутской области, в Законодательное Собрание Иркутской области, прокурору Иркутской области, руководителю Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области, председателю Иркутского областного суда.

Согласно Закону, в ежегодном докладе должны быть даны общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению и защите прав ребенка в Иркутской области; указаны органы государственной власти Иркутской области, органы местного самоуправления, должностные лица, организации, нарушающие права ребенка и не принимающие меры к их восстановлению.

В соответствии с регламентом, установленным Законом, настоящий доклад составлен впервые. Данный документ подготовлен на основе анализа письменных и устных обращений граждан, результатов проверок детских учреждений; информации органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений; сведений, полученных Уполномоченным в ходе участия в мероприятиях, посвященных вопросам защиты прав и законных интересов детей.

Востребованность этого института подтверждается большим количеством обращений. И такая тенденция отмечается во всех субъектах Российской Федерации, где введены должности Уполномоченного по правам ребенка.

site 2017 2

bezopasn 2018

Hot telephon

doska pocheta

prav banner

Контакты

664011, г. Иркутск
ул. Горького, 31, каб. 105, каб. 120

Рабочие часы:
понедельник-пятница: 09:00 - 13:00, 14:00 - 18:00

приемная: +7 (3952) 34-19-17, 24-21-45
запись на прием: +7 (3952) 34-19-17

Детские телефоны доверия
+7 (3952) 24-18-45
8-800-2000-122
8-800-3504-050

электронная почта: rebenok.irk@mail.ru

 

© 2012 Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
Все права защищены.