podpis

Резолюция VIII съезда Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации «Стратегия государственной политики России в сфере борьбы с преступлениями против детей и защиты прав несовершеннолетних»

(28-30 октября 2013 года, Краснодар)

Участники VIII съезда Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации,

заслушав выступления участников VIIIсъезда Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации,

обменявшись опытом реализации в субъектах Российской Федерации стратегии государственной политики России в сфере с преступлениями против детей и зашиты прав несовершеннолетних потерпевших,

обсудив ход и результаты исполнения в субъектах Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года №761 «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» в части организации распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, жестокого обращения с детьми и реабилитации детей - жертв насилия.

обсудив перспективы реализации Факультативного протокола к Конвенции ООН о правах ребенка, касающег0ся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, и Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, ратифицированных Российской Федерацией 7 мая 2013 года,

признали, что защита детей от преступных посягательств на жизнь, здоровье, нравственность и половую неприкосновенность - приоритетная задача национальной безопасности, объединяющая усилия семьи, государства и гражданского общества,

и предложили рекомендовать:

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

  1. в целях максимального обеспечения безопасности детей, их защиты от преступных посягательств обеспечить скорейшее принятие проектов федеральных законов, предусматривающих внесение в законодательство Российской Федерации следующих изменений:
    • установление юридической ответственности за пропаганду порнографии, в том числе детской, детской проституции и других форм сексуальной эксплуатации детей;
    • введение в Уголовном кодексе РФ определения понятия «детской» порнографии, включающего анимационные и виртуальные способы порнографического изображения детей;
    • введение уголовной ответственности за изготовление, перемещение через Государственную границу и(или) хранение без цели распространения материалов и предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних;
    • установление более строгих мер уголовной ответственности за совершение наиболее общественно опасных видов ненасильственных половых преступлений против несовершеннолетних (инцестных, коммерческих, сопряженных с извлечением прибыли) и способов их совершения (с использованием сети Интернет и мобильной (сотовой) связи);
  2. разработать и принять проект федерального закона о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, направленных:
    • на запрет применения по делам о преступлениях против половой неприкосновенности лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, процедуры примирения с потерпевшим обвиняемого (подсудимого), а при совершении таких преступлений в отношении несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет - в случаях, когда обвиняемый (подсудимый) является родителем или иным законным представителем потерпевшего или имеет значительную (более четырех лет) разницу в возрасте с потерпевшим;
    • введение порядка исчисления срока давности привлечения к уголовной ответственности за указанные преступления с момента достижения пострадавшим ребенком совершеннолетия;
    • исключение из части 1 статьи 134 УК РФ дополнительного условия в виде недостижения половой зрелости потерпевшим ребенком в возрасте 14-15 лет;
  3. обеспечить выделение в проекте федерального закона «О потерпевших от преступлений» специальной главы «Особенности защиты прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших от преступлений» и внесение соответствующих изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, устанавливающих дополнительные законодательные гарантии защиты прав этой особо уязвимой категории потерпевших с учетом их правового и уголовно-процессуального статуса, особенностей возрастного развития и потребностей детского и подросткового возраста, включая регламентацию видов специализированной помощи, оказываемой несовершеннолетним потерпевшим, и определение уполномоченных государственных органов исполнительной власти, ответственных за оказание такой помощи на основе регламентов межведомственного взаимодействия;
  4. при разработке проекта Стратегии государственной семейной политики Российской Федерации предусмотреть меры предупреждения семейного насилия и жестокого обращения с детьми со стороны их родителей и других членов семьи;
  5. внести в Федеральный закон от 29.10.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» изменения в части расширения правовых гарантий защиты информационной безопасности детей и распространения его действия на рекламу (рекламную продукцию);
  6. разработать и внести в статью 156 Уголовного кодекса Российской Федерации изменения, направленные на определение понятия «жестокое обращение» и разграничение оснований и мер уголовной ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетним лиц с родительскими обязанностями и иных лиц, наделенных обязанностями по воспитанию несовершеннолетнего.

2. Правительству Российской Федерации:

  1. выделить в Государственной программе «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014 - 2018 годы" (утв. Постановлением Правительства РФ № 586) отдельной строкой меры, направленные на обеспечение безопасности несовершеннолетних потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства с учетом их особого правового статуса и их возрастных потребностей;
  2. обеспечить реализацию предусмотренных Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы мер, направленных на предотвращение насилия и иных правонарушений в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв преступлений и снижение количества правонарушений, совершаемых в отношении детей, включая:
    • создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организацию деятельности учреждений по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия;
    • разработку комплексной национальной программы по предотвращению насилия в отношении детей и реабилитации детей - жертв насилия;
    • создание сети организаций, осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей;
    • повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи.
  3. принять меры к дополнению Перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ 21.08.2012 № 1199, показателем обеспеченности детей, пострадавших от преступлений, доступной и качественной юридической, медицинской и социально-психологической помощью;
  4. принять меры к обеспечению специализации следователей и судей по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и иных преступлениях сексуального характера в отношении несовершеннолетних (включая преступления, ответственность за которые предусмотрена статьями 240 - 242.2 УК РФ), их обучению с использованием современной научной методологии основам детской и подростковой психологии, физиологии и сексологии с привлечением ведущих специалистов в указанных областях;
  5. определить своим нормативным актом уполномоченный государственный орган исполнительной власти, обеспечивающий контроль за соблюдением норм Федерального закона от 29.10.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» при распространении информационной продукции посредством зрелищных мероприятий;
  6. принять меры к недопущению размещения на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти ссылок на электронные ресурсы, содержащие информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, способствующую их виктимизации и вовлечению в антиобщественную деятельность;
  7. при разработке проекта Стратегии воспитания детей в Российской Федерации предусмотреть меры по формированию системы ценностно- нормативных ориентаций несовершеннолетних, способствующих их защите от виктимного и иного рискованного поведения, которые должны внести существенный вклад в создание эффективной системы предупреждения преступности в отношении детей;
  8. обеспечить государственную поддержку и развитие (включая надлежащее финансирование, штатное расписание, оснащение необходимым оборудованием, современными научными методиками и технологиями) специализированных подразделений для несовершеннолетних потерпевших судебных экспертных организаций, не допуская их сокращения и ликвидации;
  9. обеспечить подготовку и поддержку молодых специалистов в области судебной экспертологии по делам о преступлениях, в том числе сексуального характера, в отношении несовершеннолетних;
  10. обеспечить государственную поддержку (включая надлежащее финансирование, оснащение необходимым программно-техническим оборудованием, современными научными методиками и технологиями) структурных подразделений правоохранительных органов, на которых возложены полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений против детей, совершаемых в информационно- телекоммуникационных сетях;
  11. обеспечить разработку на межведомственной основе механизма (административного регламента) оперативного реагирования по случаям выявления преступлений против детей в информационно- телекоммуникационных сетях общего пользования;
  12. обеспечить создание в субъектах Российской Федерации сети специализированных государственных судебных экспертных организаций, укомплектованных квалифицированными специалистами, владеющими специальными методиками производства комплексных судебных компьютерно- технических, психолого-сексолого-психиатрических и иных видов экспертиз по делам о преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних с использованием современных информационных технологий;
  13. закрепить в нормативных правовых актах процедуру установления соответствия указанных специалистов определенным квалификационным требованиям и механизм сертификации методик, используемых ими при производстве соответствующих судебных экспертиз;
  14. предусмотреть выделение из федерального бюджета целевых расходов на организацию и проведение указанных экспертных исследований по поручениям правоохранительных органов и судов;
  15. принять меры к обеспечению образовательных организаций современными техническими и программно-аппаратными средствами, обеспечивающими надежную защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

3. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

  1. обеспечить применительно к несовершеннолетним пациентам контроль за реализацией медицинскими организациями Приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 565н «Об утверждении Порядка информирования медицинскими организациями органов внутренних дел о поступлении пациентов, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий»;
  2. совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации обеспечить в организациях высшего и послевузовского образования подготовку и повышение квалификации достаточного числа детских и подростковых психологов для профилактической работы в общеобразовательных организациях и организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также квалифицированных специалистов в области судебной экспертологии по делам о преступлениях сексуального характера в отношении несовершеннолетних;
  3. принять меры к созданию в субъектах Российской Федерации системы медицинской реабилитации детей, потерпевших от преступлений.

4. Министерству образования и науки Российской Федерации:

  1. принять меры к восстановлению и развитию воспитательной функции образования, его ориентации на нравственно-духовное формирование личности и социализацию несовершеннолетних обучающихся и воспитанников, их подготовку к будущему гармоничному супружеству, семейной жизни и эффективному родительству, профилактику насильственных способов решения конфликтов и предупреждение виктимного поведения детей и подростков;
  2. обеспечить достаточную кадровую численность квалифицированных детских психологов для проведения систематической профилактической и реабилитационной работы в организациях общего образования и среднего профессионального образования с несовершеннолетними обучающимися (воспитанниками), прежде всего, склонным к виктимному или агрессивному поведению;
  3. разработать и утвердить типовое положение об официальном сайте образовательной организации и методические рекомендации по созданию и ведению таких сайтов, предусмотрев в этих документах требования о недопустимости размещения на сайтах указанных организаций информации, причиняющей вред здоровью и развитию несовершеннолетних обучающихся (воспитанников), а также рекламы и анонсов других электронных ресурсов, содержащих такую информацию;
  4. обеспечить создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения педагогов, воспитателей и родителей несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) по вопросам, связанным с обеспечением и охраной прав ребенка, его защитой от преступных посягательств, содействовать реализации указанных программ, в том числе с использованием средств массовой информации и сети "Интернет";
  5. поручить Рособрнадзору России:
    • организовать мониторинг сайтов общеобразовательных организаций, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других организаций, реализующих программы общего образования, на предмет доступа обучающихся и воспитанников к ресурсам сети Интернет, несовместимым с задачами воспитания;
    • организовать проверку в субъектах Российской Федерации состояния обеспеченности общеобразовательных организаций современными программно-техническими средствами (сетевыми экранами (фильтрами), исключающими доступ обучающихся и воспитанников к ресурсам сети Интернет, несовместимым с задачами воспитания;

5. Следственному комитету Российской Федерации:

  1. в ходе предварительного расследования уголовных дел о преступлениях сексуального характера в отношении детей уделять особое внимание соблюдению прав несовершеннолетних потерпевших, поручая проведение допросов и других следственных действий с их участием наиболее опытным следователям, прошедшим специальную подготовку по вопросам детской и подростковой психологии и сексологии и владеющим методиками работы с детьми-жертвами преступлений;
  2. не допускать дополнительного психологического травмирования несовершеннолетних и малолетних потерпевших от преступлений сексуального характера, нередко страдающих посттравматическими стрессовыми расстройствам и.
  3. во избежание усугубления негативных посттравматических последствий преступления, совершенного в отношении несовершеннолетних и малолетних потерпевших, привлекать к их сопровождению квалифицированных специалистов, владеющих необходимыми психологическими и педагогическими познаниями и опытом практической деятельности в соответствующей области;

6. Министерству внутренних дел Российской Федерации:

  1. повысить уровень организационно-правового, материально- финансового, кадрового, методического и программно-технологического обеспечения деятельности в сфере профилактики, выявления и пресечения преступлений против несовершеннолетних, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая Интернет) специализированных подразделений БСТМ МВД России, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, участковых уполномоченных;
  2. расширить компетенцию Управления «К» БСТМ МВД России, уполномочив его на выявление и пресечение фактов совершения в отношении несовершеннолетних любых преступлений с использованием информационно- телекоммуникационных сетей, включая Интернет, и мобильной (сотовой) связи;
  3. для выполнения указанных полномочий выделить в Управлении «К» БСТМ МВД России специальное подразделение с достаточным для выполнения профессиональных обязанностей штатом специально подготовленных сотрудников, снабдив его скоростными линиями доступа в сеть Интернет, современным программным обеспечением и техническими устройствами, позволяющими осуществлять мониторинг сетей Интернет и мобильной (сотовой) связи и выявлять источники незаконного распространения информации не только по поступающим обращениям, но и в инициативном порядке;
  4. в связи с высокой степенью общественной опасности изготовления материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних с использованием в качестве моделей детей или трансляции в режиме он-лайн актов растления детей в сети Интернет принять меры к более оперативному установлению места совершения таких преступлений, местонахождения потерпевших и подозреваемых лиц и идентификации их личности;
  5. обеспечить повсеместное создание в территориальных органах внутренних дел, особенно в местах, наиболее удаленных от административных центров, имеющих высокую плотность населения и (или) наиболее развитую информационную инфраструктуру, специализированных «киберполицейских» подразделений, уполномоченных на выявление фактов совершения таких преступлений в отношении детей и их пресечение на территории Российской Федерации;

7. руководству субъектов Российской Федерации:

  1. в порядке реализации Национальной стратегии действий в интересах детей предусмотреть в региональных стратегиях (программах) действий в интересах детей специальные разделы по вопросам профилактики преступлений в отношении детей (в том числе в информационной сфере), оказанию помощи и реабилитации несовершеннолетних потерпевших;
  2. создать необходимые кадровые, организационные, методические и материально-технические условия для обеспечения доступных, бесплатных и качественных услуг по оказанию квалифицированной психологической, юридической, социальной и иной необходимой помощи каждому ребенку, пострадавшему от преступлений, с учетом их особых потребностей;
  3. организовать с привлечением региональных СМИ широкую просветительскую работу среди подростков и их родителей по профилактике виктимного поведения несовершеннолетних, в том числе предупреждению их вовлечения в сферу секс- и порнобизнеса;
  4. принять меры по созданию региональных Центров медиации и Служб примирения в образовательных учреждениях, и их обеспечению квалифицированными кадрами;

8. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, при участии Мииобрнауки России и территориальных органов Рособрнадзора:

  1. организовать проведение в общеобразовательных организациях, организациях среднего профессионального образования, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях дополнительного образования и иных организациях, осуществляющих обучение несовершеннолетних, занятий по основам информационной безопасности детей и подростков и их защите от преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и сетей мобильной (сотовой)связи;
  2. организовать мониторинг сайтов указанных организаций на предмет защиты обучающихся и воспитанников от доступа к ресурсам сети Интернет, несовместимым с задачами воспитания, и соблюдения законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
  3. организовать проверку применения указанными организациями административных и организационных мер, технических и программно- аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
  4. принять меры к обеспечению указанных организаций современными техническими и программно-аппаратными средствами защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

9. территориальным органам Роскомнадзора:

  1. способствовать созданию в субъектах Российской Федерации систем мониторинга распространяемой в СМИ и сетях Интернет информации, способствующей виктимизации детей и подростков, вовлечению их в сферу секс- и порнобизнеса, в том числе содержащей информацию порнографического характера и рекламу платных сексуальных услуг;
  2. привлекать детей к подготовке информационных материалов о том, как не стать жертвами насилия и других преступлений, с учетом положений Национальной стратегии действий в интересах детей, касающихся участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.

10. Уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации:

  1. признать обеспечение на федеральном и региональном уровнях защиты, соблюдения и восстановления нарушенных прав детей - жертв преступлений в качестве одного из важнейших направлений деятельности уполномоченных по правам ребенка;
  2. содействовать распространению во всех регионах страны положительного опыта субъектов Российской Федерации в сфере соблюдения, реализации и защиты прав детей - жертв преступлений;
  3. брать под особый контроль каждый резонансный, требующий вмешательства со стороны уполномоченных по правам ребенка случай совершения таких преступлений в отношении несовершеннолетних и малолетних потерпевших, организуя взаимодействие с оперативно-розыскными службами, следственными органами, органами прокуратуры, специалистами, экспертами, а в необходимых случаях и с судами;
  4. принимать участие в укреплении правового статуса несовершеннолетних потерпевших, совершенствовании правовых и материальных гарантий соблюдения их прав, разработке системных предложений по улучшению их положения;
  5. развивать и совершенствовать формы и методы взаимодействия с органами государственной власти, в том числе с правоохранительными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими институтами гражданского общества по вопросам выявления, оказания помощи и реабилитации детей - жертв преступлений;
  6. содействовать реализации в регионах государственной политики в сфере защиты прав детей-жертв преступлений, ориентированной на приоритетную защиту прав несовершеннолетних и малолетних потерпевших и направленной на:
    • разработку адресных программ виктимологической профилактики и реабилитации наиболее виктимных контингентов детей и подростков (детей - сирот, несовершеннолетних, употребляющих психоактивные вещества, проживающих в социально опасной ситуации).
    • создание эффективной системы предупреждения сексуальных посягательств в отношении детей, включающей межведомственный комплекс мер ранней, первичной и вторичной профилактики;
    • специальную подготовку достаточного числа сотрудников правоохранительных и судебных органов, других детских и подростковых специалистов для работы с несовершеннолетними, пострадавшими от преступлений;
  7. координацию деятельности по профилактике преступлений в отношении детей и защите прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших и свидетелей с территориальными органами Следственного комитета Российской Федерации, региональными подразделениями по делам несовершеннолетних и подразделениями «К» органов внутренних дел в субъектах Российской Федерации;
  8. эффективную реализацию настоящей резолюции в субъектах Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

site 2017 2

Контакты

664011, г. Иркутск
ул. Горького, 31, каб. 105, каб. 120

Рабочие часы:
понедельник-пятница: 09:00 - 13:00, 14:00 - 18:00

приемная: +7 (3952) 34-19-17, 24-21-45
запись на прием: +7 (3952) 34-19-17

Детские телефоны доверия
+7 (3952) 24-18-45
8-800-2000-122
8-800-3504-050

электронная почта: rebenok.irk@mail.ru

 

© 2012 Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
Все права защищены.