Чуть более года назад в Иркутской области появился Уполномоченный по правам ребенка. Наряду с институтом Уполномоченного по правам человека, который работает уже пять лет, новая структура защищает интересы самых маленьких – детей. О своей работе рассказывает детский омбудсмен Светлана Николаевна Семенова. 

- Светлана Николаевна, как начиналась деятельность Уполномоченного по правам ребенка, и насколько необходим этот институт в нашем регионе?

- Институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка был создан еще в 2009 году. Он стал важным звеном в сложившейся системе государственных органов, содействующих соблюдению и защите прав ребенка. Региональный закон «Об Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области» был принят в июле 2010 года, затем в феврале 2011-го решением Законодательного Собрания Иркутской области в регионе был назначен Уполномоченный по правам ребенка. Им стал Семен Круть до этого занимавший пост министра социального развития, опеки и попечительства. Для эффективной работы Уполномоченного был создан аппарат в количестве пяти человек. Только за 10 месяцев 2011 года к Уполномоченному поступило более 1500 обращений - это индивидуальные и коллективные жалобы на нарушения прав и свобод детей, информационные сообщения и обращения по правозащитной тематике, предложения об участии в проектах правозащитной направленности, а также о взаимодействии с органами исполнительной власти и общественными организациями. В декабре прошлого года Семен Круть сложил с себя полномочия детского омбудсмена, и депутаты областного парламента выдвинули мою кандидатуру на этот пост, а затем утвердили на сессии.

- А чем отличается ваша структура от других?

- Основной инструмент нашей работы – направление в органы власти заключений, рекомендаций по исправлению ситуации в отношении конкретного ребёнка либо какого-либо права, которое нарушается.Мы говорим о нехватке мест в детских садах, социальном сиротстве, правонарушениях несовершеннолетних. Наша задача – выработать предложения, чтобы при помощи сотрудничества можно было разрешить проблему. Сам уполномоченный без эффективного диалога с властью не решит ни один вопрос. От того, насколько грамотно, рационально, эффективно мы предлагаем решения, зависит, как власть на них откликается. Хочу отметить, что из-за относительной новизны структуры, пока в обществе и в системе органов государственной власти, зачастую существует неправильное понимание роли нашего института. Хотя в соответствии со смыслом института Уполномоченного по правам ребенка, заложенным при его учреждении Президентом России, деятельность   Уполномоченного существенно отличается от работы всех остальных субъектов защиты прав детей. В нашем случае ребенок имеет возможность самостоятельно обратиться к нам за помощью, мы оперативно реагируем на ставшие известными нарушения прав детей, и Уполномоченный принимает личное участие в решении проблем несовершеннолетних. 

Кроме того, Уполномоченный, защищая права детей, не связан узкими юридическими и ведомственными интересами. Он обязан выявлять несоответствие действий органов власти или организаций закону, устанавливать факты несправедливости и формального отношения, и предлагать способы исправления сложившейся ситуации. По моему мнению, всего более чем за год институт Уполномоченного по правам ребенка стал важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей, заняв в ней свою нишу, при этом, не подменяя деятельность других субъектов, но взаимодействуя с ними в тесном контакте.

Хочу отметить, что к числу ключевых задач, стоящих перед нами, я отношу не только решение вопросов защиты и восстановления нарушенных прав конкретных детей, но и улучшение положения детей, проживающих в регионе в целом.

- Трудно в этом поверить, но не многие родители знают, что такое права ребёнка, какими документами регулируется в России? Знают ли дети свои права?

- Сама категория «права ребенка» стала утверждаться в общественном сознании совсем недавно. Прошло лишь два десятилетия с момента принятия Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году Конвенции о правах ребенка, где ребенок признан особым и самостоятельным субъектом права. Хотя еще в 1948 году во «Всеобщей декларации прав человека» было закреплено, что дети нуждаются в особых подходах к защите их прав и интересов и должны быть объектом особой заботы и помощи. Но именно Конвенция о правах ребенка определила основные права каждого живущего на Земле ребенка и закрепила обязательства стран по соблюдению и особой защите этих прав и свобод.

- Можно чуть поподробнее…

- Конвенция предусматривает необходимость не только принятия законов и иных нормативно-правовых актов в интересах детей, но и создание соответствующих институтов для осуществления эффективной защиты ребенка и заботы о нем. Конституция России провозглашают нашу страну социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Кроме того, в Росси действует федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Однако практика нашей работы свидетельствует, что почти половина выявленных фактов нарушения прав детей обусловлена незнанием ими действующего законодательства. Как правило, дети и даже родители не знают, какими правами они могут пользоваться. Поэтому, правовое просвещение детей является одним из приоритетных направлений моей в работе.

- По Вашему мнению, в нашем регионе какие права ребёнка чаще всего нарушаются? В каких случаях Вы помогаете? Какие проблемы были решены?

- Как показала практика работы, чаще всего нарушаются жилищные права детей, права детей в сфере образования, в сфере охраны жизни и здоровья. Как ни печально это констатировать, но на сегодняшний день проблема жестокости и насилия над детьми в семье становится одной из самых актуальных и острых в ряду иных проблем, связанных с соблюдением и защитой прав детей. Мы помогаем в случаях, если действиями органов нарушаются права и законные интересы детей, а также в случае поступления в наш адрес информации из различных источников о грубом или массовом нарушении прав детей, например о случаях жестокого обращения с детьми, о нарушениях прав детей в детских учреждениях. Могу сказать, что в результате нашей работы оказана помощь детям, нуждающимся в лечении. Кроме того, благодаря нашему вмешательству восстановлены права детей на образование. Также, оказана помощь законным представителям детей в реализации их прав на получение различного рода выплат и пособий.

- Светлана Николаевна, по Вашему мнению, какие проблемы требуют первоочередного решения?

- На первом месте стоит решение проблемы социального сиротства, когда дети, формально имеющие родителей, остаются без их попечения и оказываются в сложных жизненных ситуациях. Причины и условия – слабая индивидуальная профилактическая работа с семьями на ранних сроках семейного неблагополучия. Легко работать с теми семьями, у кого проблема вылезла наружу - ребенок голодный, безнадзорный, не посещает школу, мама употребляет алкоголь, папа наркоман, сидит в тюрьме и все видят – семья проблемная. Насколько эффективно подключаться к работе с семьей на этом этапе – вопрос из разряда индивидуальных. Гораздо сложнее, когда проблема только-только начала проявляться - ребенок в начальной школе вдруг стал приходить неопрятный, оказался в состоянии изоляции в классе, стал вести себя сложно. Бывает, что педагог говорит: «Дети, не обращайте на него внимания, это пройдет». А ребенок неадекватно реагирует на замечания, может психануть, выйти из класса без разрешения, упасть в истерике. И в такой ситуации будет многое зависеть от того, насколько грамотно оценит все это педагог и подключит ли он социальные службы для работы с семьей.

- А каковы Ваши ближайшие планы по улучшению ситуации в целом?

- У детского омбудсмена в соответствии с Уставом Иркутской области есть право законодательной инициативы - это хороший инструмент, чтобы тему защиты ребенка двигать всегда и везде. У меня есть возможность участвовать во всех обсуждениях, которые связаны с вопросами защиты детства, которые проводят областной парламент или органы исполнительной власти. На основе жалоб, которые поступают к Уполномоченному по правам ребенка, выявляется проблема, которая на самом деле не урегулирована. У меня иногда возникает ощущение, что нас захлестывает этой лавиной. Я много езжу по территориям области, мне все время приходится ловить себя на мысли - почему многие вопросы не отрегулированы? С одной стороны, это интересно, но с другой понимаешь, что только твоих ресурсов не хватит, чтобы решить, поэтому рождаются инициативы. Мне в этом помогают Экспертный совет, мы планируем создать институты школьных омбудсменов и представителей Уполномоченного по правам ребенка в муниципалитетах. Кроме того, нам нужны волонтеры в территориях, которые будут участвовать, в поиске пропавших детей, помогать в вопросах патронажа взрослых детей-сирот и т.д.

- Работы одного омбудсмена на проблемы всех детей не хватит. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о представителях Уполномоченного по правам ребенка в муниципальных образованиях Иркутской области.

- Это действительно так. На основе изучения опыта других регионов, в рамках нашего закона планируется создание института представителей уполномоченного в муниципальных образования и школьных уполномоченных. Недавно мы договорились с председателем Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Вадимом Семеновым, что г. Черемхово и Черемховский район станут первыми территориями области, где появятся общественные представители уполномоченного по правам ребенка

Этот опыт будет впоследствии внедряться во всех территориях Приангарья. Хочу отметить, что эта тема обсуждалась нами уже давно в связи с многочисленными жалобами по вопросам нарушения прав детей в Приангарье. Основные цели и задачи представителей детского омбудсмена будут обеспечение, защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних на территории муниципального образования; оказание содействия Уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области в осуществлении его деятельности на территории муниципального образования; правовое просвещение несовершеннолетних и их семей, проживающих на территории муниципального образования. На первом этапе наш аппарат разработает и направит Вадиму Семенову как председателю Ассоциации муниципальных образований Иркутской области модельное положение о деятельности общественных представителей детского омбудсмена.

- А как идут дела со школьными омбудсменами?

- В этом направлении мы тоже движемся. И недавно мы побывали в иркутской школе №30. И договорились о том, что это учебное учреждение может пилотной площадкой по внедрению школьных уполномоченных по правам ребенка в Приангарье. В этой школе еще в прошлом году начат эксперимент по работе школьного уполномоченного по правам ребенка, поскольку были выявлены случаи нарушения прав детей со стороны родителей. Школьным омбудсменом стала социальный педагог Наталья Бонадысенко. Ее кандидатуру по итогам выборов утвердили родительский комитет и Управляющий совет школы. Наталья Бонадысенко проводит консультации по защите прав учеников, ведет правовое просвещение, разбирает конкретные случаи нарушения прав детей, взаимодействует с комиссией по делам несовершеннолетних, участковыми уполномоченными полиции и т.д. По моему мнению, школьный омбудсмен должен обладать более широкими полномочиями, чем педагог, проводить правовое просвещение, иметь достаточные знания по правам детей. Наш аппарат изучит опыт школы №30, доработаем его и распространим на другие учебные заведения региона. Мы наладили методическую работу со школой, оказываем правовую поддержку, рекомендуем материалы для правового просвещения. При этом я настаиваю, что нельзя вводить школьных омбудсменов без подготовки. Наш и Институт повышения квалификации работников образования начали проводить обучение для школьных омбудсменов. К сентябрю все стороны наработают методическую базу, и мы планируем начать внедрение опыта во всех муниципалитетах Приангарья.

- У вас уже создан и работает Экспертный совет, чем он занимается?

- Первое заседание Экспертного совета прошло у нас 4 апреля. В него вошли правозащитники, психологи, юристы – представители Юридического института ИГУ, адвокатского сообщества, Иркутского Центра медиации, Института законодательства и правовой информации им. Сперанского, Общественного совета при ГУФСИН, Правовой академии Министерства юстиции России, Юридического института Байкальского государственного университета экономики и права. Эксперты будут оказывать нашему аппарату консультативную помощь. Первоочередными в работе совета стали законодательные инициативы в решении проблем защиты жилищных прав детей, вопросов социального сиротства, дошкольного образования. Чем продиктована необходимость такого совета? Отвечу: законодательная база региона и страны требует совершенствования, наш аппарат заинтересован в том, чтобы привлечь к законотворческой деятельности в сфере защиты прав детей как можно больше специалистов-теоретиков и практиков в различных отраслях юриспруденции. Кроме того, вся работа Экспертного совета основываться на конкретных обращениях граждан по вопросам защиты прав детей. В частности, жилищные права детей-сирот, предложения к законопроекту по профилактике социального сиротства, дошкольное образование, предложения по доработке закона о бесплатном предоставлении земли многодетным семьям и законопроект о бесплатной юридической помощи.

- Действительно, Вашим институтом за год проделана большая работа. Тем не менее, есть много желающих попасть к Вам. Светлана Николаевна, куда обращаться тем, кому нужна помощь?

- Можно прийти ко мне на прием в городе Иркутске по адресу улица Горького, 31, кабинет 105. Или обратиться по телефону 34-19-17, телефон прямой линии 24-18-45, приёмная граждан 24-21-41. Можно написать по почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или на сайте www.irdeti.ru.

Биографическая справка:

Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Николаевна Семенова родилась 5 мая 1972 года в г. Иркутске.

Имеет два высших образования. В 1994 году окончила Иркутский государственный технический университет. А в 2008 году - Правовую академию Министерства юстиции РФ.

Свою трудовую деятельность Светлана Николаевна начала в 1995 году в Администрации г. Иркутска специалистом в отделе по делам семьи и детства. В 1997 году она стала главным специалистом – ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации г. Иркутска, осуществляла координацию и контроль КДН районов г. Иркутска.

В 2004 году Светлана Николаевна назначена начальником отдела охраны и защиты прав несовершеннолетних администрации г. Иркутска (координация и контроль деятельности КДН города и районных отделов опеки).

В 2006 году Семенова С.Н. стала заместителем начальника управления - начальником отдела охраны и защиты прав несовершеннолетних управления по делам молодежи и защите прав несовершеннолетних комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска.

В 2008-ом году Светлана Николаевна назначена заместителем директора Департамента семейной и демографической политики, опеки и попечительства Иркутской области. Затем заместителем директора департамента семейной и демографической политики, опеки и попечительства министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

С ноября 2009 Семенова С.Н. – начальник управления опеки и попечительства министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

В декабре 2011 года Законодательное собрание Иркутской области утвердило Семенову С.Н. на должность Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области.

Светлана Николаевна замужем, воспитывает троих детей (сын 20 лет - студент, дочь - 9 лет, сын - 2,5 года).

site 2017 2

doska pocheta

bezopasn 2018

Контакты

664011, г. Иркутск
ул. Горького, 31, каб. 105, каб. 120

Рабочие часы:
понедельник-пятница: 09:00 - 13:00, 14:00 - 18:00

приемная: +7 (3952) 34-19-17, 24-21-45
запись на прием: +7 (3952) 34-19-17

Детские телефоны доверия
+7 (3952) 24-18-45
8-800-2000-122
8-800-3504-050

электронная почта: rebenok.irk@mail.ru

 

© 2012 Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
Все права защищены.