Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости Уполномоченного

Общественники поддерживают идею о декриминализации побоев в отношении близких лиц

Начиная с июля текущего года побои и другие насильственные действия, которые причинили лицу физическую боль, но не нанесли вреда его здоровью, считаются не преступлением, а административным правонарушением (ст. 6.1.1 КоАП РФ, п. 4 ст. 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 326-ФЗ).

Исключение составляют случаи совершения указанных деяний из хулиганских или экстремистских побуждений, а также в отношении близких лиц (ст. 116 УК РФ, п. 4 ст. 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ). Первоначальная редакция законопроекта о декриминализации ряда преступлений небольшой тяжести не предполагала назначение уголовной ответственности за побои родственников, однако в процессе рассмотрения документа в Госдуме он был дополнен соответствующим положением, которое, по мнению инициаторов правки, должно гарантировать защиту от домашнего насилия.

Однако получившаяся в итоге норма, по мнению экспертного сообщества, нарушает принцип справедливости уголовного наказания (ст. 6 УК РФ), так как предусматривает более суровую ответственность в зависимости не от степени общественной опасности деяния, а от близости отношений виновного и потерпевшего. Поэтому общественники выступают за принятие законопроекта, декриминализирующего побои в отношении близких лиц (далее – Законопроект). Об этом они сообщили в ходе рассмотрения Законопроекта в так называемом нулевом чтении, которое состоялось 6 декабря в ОП РФ.

 

Документ предполагает возвращение к предложенному изначально ВС РФ варианту ст. 116 УК РФ, согласно которому преступлением считается нанесение побоев и совершение других насильственных действий только из хулиганских побуждений или по экстремистским мотивам. Напомним, данные деяния и ранее наказывались более строго, поскольку являлись квалифицированными составами побоев.

При этом предлагается обсудить возможность дифференциации наказания за совершение преступлений по одним и тем же мотивам, но повлекших различные по степени тяжести последствия. Имеются в виду побои, совершенные из хулиганских побуждений или по экстремистским мотивам, не причинившие вреда здоровью (ст. 116 УК РФ), и умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное по таким же мотивам (ч. 2 ст. 115 УК РФ). Оба этих деяния наказываются одинаково (максимальное наказание – лишение свободы на срок до двух лет), что несправедливо, отмечается в проекте заключения ОП РФ на Законопроект. 

Кроме того, общественники отметили, что внесенные летом в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство изменения не согласуются с ранее принятыми его нормами. Так, отныне уголовные дела о побоях являются делами частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20 УПК РФ) и не могут быть прекращены в связи с примирением с потерпевшим. Это противоречит правилу, согласно которому лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред (ст. 76 УК РФ).

Родительское сообщество также поддерживает принятие Законопроекта, поскольку опасается, что новая редакция ст. 116 УК РФ позволит привлекать родителей к уголовной ответственности за "шлепки в воспитательных целях" и на этом основании лишать их родительских прав. Как отметила председатель общественной организации "Всероссийское родительское сопротивление", член Совета по защите семьи и традиционных ценностей при Уполномоченном по правам ребенка при Президенте РФ Мария Мамиконян, общественные организации провели более 600 митингов и пикетов против "закона о шлепках", 172 тыс. человек подписали открытое письмо в адрес главы государства о его отмене. "Нужно принять окончательное решение и четко разграничить воспитание и насилие", – подчеркнула она.

Директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности Ольга Леткова в свою очередь отметила, что новая редакция ст. 116 УК РФ нарушает принцип равенства всех перед законом, поскольку предполагает, что за телесное наказание ребенка родители могут быть привлечены к уголовной ответственности, а, например, воспитатели в детских садах – нет.

Другое мнение – о том, что законодатель лишь сделал акцент на уже закрепленном принципе повышенной ответственности родителей – высказала сотрудник Правового управления Генеральной прокуратуры РФ Наталья Ярош. Она напомнила, что совершение преступления в отношении ребенка родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по его воспитанию, признается отягчающим обстоятельством (п. "п" ч. 1 ст. 63 УК РФ). Это соотносится с обязанностью государства принимать все меры, в том числе законодательные, по защите ребенка от всех форм физического или психологического насилия и грубого обращения со стороны родителей и других заботящихся о нем лиц (ст. 19 Конвенции о правах ребенка). К тому же не нужно забывать о том, что малозначительные деяния, к которым можно отнести и непреднамеренное причинение боли родителем своему ребенку, не признаются преступлениями (ч. 2 ст. 14 УК РФ), заключила эксперт.

По приведенным старшим инспектором по особым поручения ГУООП МВД России Марией Кольцовой данным, в министерство пока не поступило ни одного обращения о лишении родительских прав в результате привлечения родителя к уголовной ответственности за побои.

Тем не менее все участники обсуждения сошлись во мнении о том, что определенные противоречия, появившиеся в законодательстве в связи с внесением указанных поправок, свидетельствуют о необходимости принятия Законопроекта, поэтому ОП РФ направит в Госдуму положительное заключение с предложениями по его доработке.

ГАРАНТ.РУ: