Создать специальный орган для мониторинга опасной для детей информации в интернете, продвигать положительный детский контент и разработать единый порядок профилактической работы с несовершеннолетними предлагает уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова. Предложения подготовлены после ряда чрезвычайных происшествий в школах и направлены на рассмотрение в Правительство РФ.
Документ был разработан «после ряда чрезвычайных происшествий в школах, среди которых стрельба в Ивантеевке, поножовщина в Перми, нападение на школу в Улан-Удэ, стрельба из пневматики в Курганской области», пояснили в пресс-службе Уполномоченного. Упомянутые нападения на образовательные учреждения с участием несовершеннолетних произошли осенью 2017 и зимой 2018 года. «Мы пришли к выводу, что необходима разработка новых, отвечающих современным вызовам, методических рекомендаций по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях,— заявила Анна Кузнецова.— Последний раз вносились изменения более десяти лет назад, и с учетом новых современных угроз требуются нововведения».
Проект предполагает разработку профессионального стандарта специалистов комиссии по делам несовершеннолетних; принятие нормативно-правового акта, регламентирующего единый порядок проведения профилактической работы с несовершеннолетними; введение понятия «внутришкольный учет»; введение института «наставника»; формирование единой модели обмена информацией в электронном виде между всеми субъектами системы профилактикитбезнадзорности и правонарушений. «Актуальным остается вопрос обеспечения антитеррористической безопасности, который также вошел в план мероприятий по профилактике ЧП в школах»,— уточнили в аппарате Уполномоченного. Кроме того, вновь предлагаются меры, направленные на повышение безопасности детей в информационном пространстве,— в частности, создание уполномоченного органа для мониторинга интернета «на предмет выявления противоправного контента». Также предложено разработать критерии «отнесения информации к деструктивной и негативно влияющей на развитие несовершеннолетних», а ресурсы, признанные опасными, блокировать по упрощенной процедуре. Напомним, что по закону «Об информации» с 1 ноября 2012 года Роскомнадзор ведет Единый реестр веб-ресурсов с запрещенной информацией. При обнаружении пропаганды наркотиков, детской порнографии или призывов к самоубийству возможно досудебное закрытие сайтов.
Предложения Анны Кузнецовой предусматривают развитие и продвижение положительного детского контента, а также «разработку алгоритма работы с несовершеннолетними — участниками блокируемых групп в сети интернет» и «способов информирования родителей о нахождении детей в опасных группах». В пресс-службе Уполномоченного пояснили, что проект направлен в правительство, но не уточнили, когда именно он будет рассмотрен.
«Предложения требуют детальной проработки,— считает научный сотрудник лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Мария Новикова.— Сами по себе запреты непродуктивны, необходимо предлагать альтернативу, но пока не очень понятно, что имеется в виду под положительным детским контентом». По ее мнению, «особого внимания требуют меры, которые будут приниматься после того, как будет установлено, что подросток использует информацию, признанную опасной»: эксперт отмечает, что зачастую школьные психологи «просто ставят родителей в известность, тем самым только осложняя ситуацию».
В пресс-службе Минобрнауки заявили, что «работа по повышению безопасности образовательной среды носит межведомственный характер, и в ней принимает участие, в том числе институт Уполномоченного по правам ребенка». В 2017 году была принята концепция развития психологической службы системы образования. В июле 2018 года создан федеральный ресурсный центр, который координирует работу внештатных психологов в региональной системе образования.
Анна Макеева, Роман Рожков
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3725477