Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости Уполномоченного

Инициативы Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по совершенствованию федерального законодательства

В Иркутской области с рабочим визитом по поручению Председателя Следственного комитета Российской Федерации Александра Бастрыкина побывал его старший помощник Игорь Комиссаров. В поле внимания полковника Комисарова были только вопросы, связанные с защитой прав и законных интересов детей. Одним из результатов визита должна стать детальная проработка на уровне Федерации, ряда законодательных инициатив предложенных Уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области. Предложения Светланы Семеновой направлены на  снижение уровня подростковой преступности, в том числе среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В частности Уполномоченный настаивает на внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации», предусмотрев упрощенный порядок оформления для близких родственников.

  Действующим постановлением определен порядок временной передачи детей-сирот, а также  перечень документов, который необходимо представить в органы опеки и попечительства. Данный порядок не предусматривает исключений.  Под него попадают все и посторонние граждане, и родственники. Учитывая, что требования мало чем отличаются от требований при оформлении опеки над ребенком, зачастую близкие родственники по состоянию здоровья, малограмотности, не желания «ходить по кабинетам» не могут пройти сложную процедуру оформления. Предусмотренный порядок практически делает невозможным посещения детьми своих близких родственников (бабушек, дедушек) в выходные, праздничные дни, каникулярное время. А если есть обстоятельства, при которых не возможно получить заключение органов опеки и попечительства? В результате ребенок лишен права на общение с родственниками вне государственного учреждения. Считаю, что данный порядок временной передачи детей-сирот не должен распространяться на близких родственников ребенка, иначе нарушается право ребенка на общение с ними.

При принятии изменений, устанавливающих льготную процедуру оформления для близких родственников, существенно снизится и число самовольных уходов детей-сирот из государственных учреждений. Сегодня, отправляясь в бега из приютов и детских домов, дети, как правило, стремятся к своим родным. Однако, на деле нередко попадают в преступную среду и совершают кражи, грабежи.

 

Вторая инициатива касается деятельности по профилактике социального сиротства. Сегодня предметом профессиональных дискуссий является определение координационного органа в сфере профилактики социального сиротства. Самого понятийного аппарата «социальное сиротство» в законодательстве нет, между тем система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних как раз и является механизмом организации работы с семьей, требующей профилактического вмешательства, в том числе и на ранних стадиях (координирующим органом в данной сфере является КДН). Согласно методичкам Минообразования РФ координирующим органом  и непосредственно исполнителем, должна являться опека. На практике, абсолютно невозможно «формально» определить к какой категории относится семья:

- «находящаяся в социально опасном положении» - Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- «в трудной жизненной ситуации» - Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- «создающих  своими действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию» - ст.121 Семейного кодекса Российской Федерации.

Понять (или) установить  отличия в сфере профилактики социального сиротства и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних достаточно сложно. Все вопросы взаимоувязаны. С учетом общественных споров о роли государственных органов, о рамках вмешательства в дела семьи, важно четко урегулировать данные вопросы.