С участием регионального детского омбудсмена, в Ангарске прошел семинар - практикум «Организация работы уполномоченных по защите прав ребенка в образовательной организации».
Институт школьных уполномоченных в Иркутской области создан в 2012 году. Сегодня в образовательных организациях региона действуют 524 омбудсмена. Неофициальное лицо призванное отслеживать соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием, есть в каждой школе Ангарска. В 60% случаев дополнительную нагрузку несут социальные педагоги, по собственному признанию не всегда способные твердо позиционировать свою деятельность. По мнению Светланы Семеновой, социальному педагогу затруднительно быть эффективным уполномоченным. Во – первых, объем работы социального педагога и качественный к ней подход не предусматривает никакой дополнительной нагрузки, а кроме того важно понимать, что уполномоченный начинает действовать в случае бездействия лиц, в чьи служебные обязанности входит реализация и защита прав участников образовательного процесса, то есть и социального педагога, в том числе.
Школьный уполномоченный не может быть частью официальной процедуры рассмотрения жалобы. Только при условии нейтральности и независимости он становится простым, доступным и оперативным инструментом защиты прав детей, учителей и родителей. Светлана Семенова подчеркнула, что есть еще одно обязательное условие эффективности школьного уполномоченного – поддержка и понимание необходимости института со стороны руководства образовательной организации.
Что касается форм работы школьных уполномоченных, то по информации участников семинара, отличные результаты приносит плотное взаимодействие с ученическим самоуправлением, анализ страниц в социальных сетях, креативный подход к правовому просвещению, построение полноценной службы примирения.