АНО Иркутский центр образовательных и медиативных технологий 12-13 октября провел в Иркутске тренинги «Подросток как тебя понять?». Они ориентированы на сотрудников, которые занимаются несовершеннолетними осужденными без изоляции от общества.
Эти тренинги Иркутский центр медиации проводит для специалистов для отдаленных территорий. Принимают в них участие сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, КДН, ПДН линейного управления на транспорте, уголовно-исполнительные инспекции, специалисты Министерства образования, Минсоцразвития и социально-образовательные учреждения из отдаленных территорий. «Мы постарались собрать специалистов из тех отдаленных территорий, в которые мы не приезжаем, - рассказали медиаторы, - Тренинги направлены не только на то, чтобы изучить психологические особенности несовершеннолетних, но и на то, чтобы узнать о таком понятии как ресоциализация, через какие методики и технологии можно ресоциализировать несовершеннолетнего осужденного. И мы пытаемся в игровой форме отработать определенные технологии».
Также специалисты всех субъектов профилактики совместно разрабатывают карту ресурсов территории по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, то есть находят ресурсы и источники какая структура и что может сделать того, чтобы вернуть правонарушителя в общество к нормальной жизни. Поскольку проблема в том, что специалист, работая, привыкает использовать одни и те же механизмы и технологии. И федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних нам дает много структур для ресоциализации подростка-правонарушителя. И у каждой из них есть определенный потенциал, т.е. то, что может сделать эта структура для несовершеннолетнего осужденного. «Наши структуры, привыкая работать по какому-то уже сложившемуся определенному сценарию очень часто не привлекают те структуры, которые бы могли помочь этому ребенку. Наша тренинговая работа направлена на то, что выявить потенциал каждой структуры и увидеть четко, что может сделать каждая структура в ресоциализации несовершеннолетних. Каждый раз мы говорим, что такая работа может быть только межведомственной и только с включением разных специалистов (психологов, педагогов, сотрудников правоохранительных структур), в таком комплексном подходе можно осуществить ресоциализацию несовершеннолетнего осужденного эффективно.
И еще один момент, который редко учитывается – это активное включение семьи в процесс ресоциализации несовершеннолетнего осужденного. На западе, в Европе существует такой опыт, когда сами программы ресоциализации согласуются с несовершеннолетними. В России пока преобладает карательный вариант ресоциализации и он не предполагает согласия несовершеннолетнего. Мы за другой подход. И, как только мы начинаем обсуждать программу ресоциализации с самим подростком и его семьей, эффективность программы кратно возрастает за счет возрастания ответственности. То есть, если подростка спросили, если он сам мог что-то предложить, сам принимал участие в разработке программы, то возрастает процент того, что программа будет реализована самим ребенком, его семьей. Это, конечно, гарантия того, что эта программа станет эффективной. Плюс к этому никто из специалистов не может знать тех истинных проблем, которые есть у несовершеннолетнего, которые есть у семьи, если только не спросить это у них самих. И это один из моментов, на которые мы всегда обращаем внимание», - подчеркивает директор Иркутского центра медиации Марианна Садовникова.