В мае 2009 года Российская Федерация присоединилась к празднованию Международного дня детского телефона доверия. В 2015 году этот день проходит под девизом «Мы поможем тебе стать самостоятельным!».
На протяжении нескольких лет мероприятия, посвященные Международному дню детского телефона доверия, поддерживаются Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астаховым, Уполномоченным по правам ребенка в Иркутской области С.Н. Семеновой.
В интервью одному из федеральных каналов в день празднования Международного дня защиты детей Павел Астахов об Общероссийском детском телефоне доверия (8-800-2000-122) сказал: «Этот телефон работает круглосуточно, и ребенок может позвонить туда, чтобы поделиться своими проблемами. Там работают специалисты, которые помогут ребенку справиться с ситуацией неблагополучия, в которую он попал. Если ребенок позвонил, ему ответили, значит - ему помогли, если ему помогли, то значит - еще один ребенок возвращается к нормальной жизни».
Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2010 году проводилась общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми.
Одним из основных элементов проведения информационной кампании стала организация в субъектах Российской Федерации работы Телефонов доверия. Иркутская область не стала исключением и с 2010 года в нашем регионе начала развиваться сеть детских телефонов доверия. Детский телефон доверия стал службой экстренной психологической помощи по телефону детям и подросткам, переживающим трудную жизненную ситуацию, родителям, лицам, их заменяющим, специалистам, работающим с детьми и семьями.
Началом этому послужило заключение Соглашения между Правительством Иркутской области и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках соглашения министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и министерством образования Иркутской области были приняты меры по созданию в июне и ноябре 2010 года 2-х служб детского телефона доверия, действующих в круглосуточном режиме.
В системе здравоохранения такая служба существовала с 1999 года как специализированная линия по оказанию помощи лицам с суицидальными намерениями.
Подключение 3-х номеров «телефонов доверия» учреждений Иркутской области к единому общероссийскому телефонному номеру 8-800-2000-122 произведено 6 декабря 2010 года
При обращении квалифицированный совет консультанта детского телефона доверия жители Иркутской области могут получить в круглосуточном режиме и абсолютно бесплатно.
Кроме того, разработаны и утверждены примерные положения и рекомендации, регламентирующие организацию деятельности Телефонов доверия; с органами внутренних дел согласован Порядок направления сообщений о необходимости проверки фактов жестокого обращения с детьми; ежегодно организуется информационная кампания о деятельности Телефонов доверия, приуроченная 17 мая - Международному дню детского телефона доверия; обеспечивается повышение квалификации специалистов служб.
Каждый звонок и описанная ситуация разбирается психологами, прошедшими специальное обучение, позвонившим оказывается соответствующая экстренная психологическая и консультативная помощь.
Анализ звонков, поступающих на детский телефон доверия, показал, что на первом месте по значимости подростки указали трудности в отношениях со сверстниками, на втором - проблемы, связанные с процессом обучения в школе. Значительное количество звонков по поводу неуверенности в себе, недовольства своим характером, внешностью, непонимания со стороны окружающих. Причем, для старших подростков и юношества добавляются такие переживания, как одиночество и неуспешность в будущем.
Родители же, чаще всего, консультируются со специалистами телефона доверия по поводу взаимоотношений в семье, учебных проблем ребенка и проблем здоровья. Примечательно, что немалое количество звонков взрослых вызвано интересом к работе детского телефона доверия.
Консультанты готовы помочь сами, опираясь на профессиональные знания и опыт, или дать адреса и телефоны организаций, где нуждающиеся могут получить помощь. Служба детского телефона доверия является одним из важных ресурсов помощи детям и подросткам в их социализации, становлении самостоятельности, развитии способностей к управлению собственной жизнью, принятию осознанных решений, предупреждению и конструктивному преодолению конфликтов, девиантного поведения.
Как правило, с серьезными проблемами, касающимися нарушения прав детей, на телефоны доверия обращаются взрослые неравнодушные люди: соседи, школьные учителя, родственники. В последнее время и сами дети перестали бояться и стесняться говорить о том, что с ними плохо обращаются. Дети начали нам доверять.
По каждому факту жестокого обращения с детьми, специалисты дают практические советы о том, как необходимо себя вести, и направляют информацию в соответствующие органы, а потом отслеживают, какие меры приняты этими органами, помогли ли они ребенку, семье.
В штате службы телефона доверия кроме психологов есть специалист по социальной работе. Именно он при необходимости осуществляет взаимодействие с различными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по заявленному случаю для оказания практической помощи в разрешении проблемной ситуации.
Все звонки, поступающие на Телефон доверия являются абсолютно анонимными. Только при личном желании абонент может представиться и назвать адрес места жительства.
За все время работы Телефонов доверия в Иркутской области принято более 76 000 звонков, из которых 41,25 % составили обращения от детей и подростков, 14,75 % – от родителей (законных представителей) детей, 44 % - от просто неравнодушных граждан, заинтересованных в судьбах несовершеннолетних.
Необходимо отметить ежегодное увеличение обращений от родителей детей, что является следствием информационных кампаний и эффекта от уже полученной помощи.
Если у вас есть проблемы, то звоните:
Круглосуточный бесплатный детский телефон доверия:
8-800-2000-122