Круглый стол «Роль общественных организаций в профилактике социального сиротства» прошел в рамках выставки «Мир семьи. Страна детства» 14 мая в Сибэкспоцентре. Его организовал Иркутский областной совет женщин при содействии Законодательного собрании и Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области. Также приняли участие общественные организации и представители муниципальных образований региона.
Участники круглого стола отметили, что социальное сиротство – одна из самых тяжелых проблем современного общества. По статистике, в минувшем году в России было зарегистрировано более 643 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Причины сиротства различны. Это и отсутствие необходимых социальных гарантий для семьи, неуверенность молодых семей в своем будущем. На первом месте, конечно, общий низкий уровень жизни в стране, огромные экономические трудности, с которыми неизбежно сталкиваются молодые семьи. Справиться с этой проблемой государственным структурам могут помочь общественные объединения.
И свои предложения по этому вопросу внес Иркутский областной совет женщин. Как рассказала председатель совета Галина Терентьева, что женское общественное движение в Иркутской области представлено разветвленной сетью: 44 районных и городских совета женщин, более 500 советов женщин в поселениях, 28 советов отцов, более 30 организаций многодетных семей. Эти структуры представляют собой те дополнительные человеческие ресурсы, которые могут стать мощной силой в формировании и реализации семейной политики на муниципальном уровне.
Советник Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области Мирослава Сартакова подчеркнула, что в отдалённых территориях зачастую работа с семьями практически не осуществляется, либо осуществляется поверхностно, формально. Вопросы профилактики социального сиротства в поселениях не решаются. Что ведёт к трагическим случаям, происходящим с детьми в семьях. Поэтому участие общественных организаций в работе с семьями просто необходима. Специалисты считают, что представители общественных организаций должны войти в составы общественных советов при главах муниципальных образований области, тем самым имели возможность наблюдать за ситуацией и работой, направленной на профилактику социального сиротства.
Также работа общественных организаций видится в оказании помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, оказание им консультативной помощи. Зачастую такие семьи не осведомлены о возможностях, предоставляемых государством в воспитании и обучении таких детей, существующих реабилитационных услугах для них.
Помимо этого видится реальная работа общественных организаций в поддержке семей, состоящих из выпускников коррекционных школ, домов-интернатов, воспитывающих детей с умственной отсталостью. По выходу их таких учреждений такие дети нередко создают семьи, рожают детей. Однако в силу умственной отсталости полноценно воспитывать детей они не могут. Они любят своих детей, но, к сожалению, их любовь к детям, в силу непонимания последствий своих поступков, не редко носит угрозу для детей.
Кроме того, представители общественных объединений могут принимать участие в сопровождении детей-сирот, выпускников интернатных учреждений. Зачастую такие дети совершенно не подготовлены к жизни, рано рожают детей, остаются без жилья, не могут устроиться на работу, элементарно собрать необходимые документы для этого. Сопровождение таких детей является крайне важным направлением в профилактике социального сиротства.
Важным направлением профилактики социального сиротства, в котором требуется участия общественных организаций, является работа с семьями, в которых один из родителей создал новую семью, в связи с этим, дети, как говорится, «уходят» на задний план. Заниматься воспитанием и следить за их развитием и увлечениями родителю становится некогда. Всё это приводит к тому, что ребёнок начинает замыкаться в себе, употреблять психотропные и наркотические вещества, попадает в дурную компанию. Вот здесь важно вмещаться в ситуацию, помочь образумить родителей, восстановить детско-родительские отношения, вытащить ребёнка из кризисной ситуации, восстановить благоприятную семейную среду для воспитания ребенка.
В настоящее время государством принимаются меры для устройства детей-сирот в замещающие семьи. В этих целях увеличены выплаты на содержание детей-сирот, а также на вознаграждение приёмным родителям. В отдалённых территориях, где нет работы, многие семьи принимают приёмных детей в целях получения выплат и своего обеспечения. Всё таки главной задачей является не устройство ребёнка в семью, а обеспечение интересов и прав ребёнка на достойное воспитание и содержание. Вот в таких случаях будет являться ценным наблюдение общественных организаций за такими семьями.
Участники поддержали эти предложения, и они вошли в резолюцию круглого стола. В ней также обозначены и другие рекомендации. Например, органам государственной власти и местного самоуправления при разработке и реализации планов мероприятий по реализации Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Иркутской области предусмотреть более совершенные механизмы взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций в проведении единой семейной политики на региональном и муниципальном уровнях.
Общественным организациям, занимающимся вопросами защиты материнства, отцовства и детства, активизировать работу по привлечению дополнительных ресурсов, наладить тесное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, депутатами, учреждениями образования, здравоохранения, культуры по вопросам детствосбережения.
Обеспечить широкое участие общественности в реализации Региональной стратегии на муниципальном уровне на основе комплексного и системного подходов, повышения эффективности взаимодействия государства и общества (советов женщин, советов отцов, школ и клубов молодой семьи, волонтерских отрядов, педагогической и родительской общественности, депутатов, представителей бизнес структур и др.). Организовать изучение и обсуждение основных положений Региональной стратегии с участием общественности, депутатов, педагогов, родителей, старшеклассников, выработать механизмы участия муниципального сообщества в ее реализации. Все предложения будут направлены в Правительство Иркутской области, Законодательное собрание и органы местного самоуправления.
Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области