Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 9 апреля 2014 г. № НТ-392/07
В соответствии с приказами Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" и от 26.12.2013 № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" Минобрнауки России направляет разъяснения своей позиции в части полномочий психолого-медико-педагогических комиссий по вопросам итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Первый заместитель министра
Н.ТРЕТЬЯК
Приложение
к письму Минобрнауки России
от 09.04.2014 № НТ-392/07
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 апреля 2014 г. № 07-778
В связи с участившимися обращениями по вопросу полномочий психолого-медико-педагогических комиссий по определению категорий детей, имеющих право на прохождение государственной итоговой аттестации в форме государственного выпускного экзамена, Департамент совместно с Рособрнадзором сообщает.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ) обучающимся с ограниченными возможностями здоровья является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Деятельность ПМПК, включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, регламентируется Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082
В соответствии с пунктом 7 приказа Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" и с разделом 6 приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" государственная итоговая аттестация может проводиться в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов (далее - Порядок, государственный выпускной экзамен, ГВЭ) - для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее - загранучреждения), а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
В соответствии с пунктом 31 Порядка "тексты, темы, билеты для проведения ГВЭ направляются в субъекты РФ, загранучреждениям и учредителям на электронных носителях в зашифрованном виде".
В Порядке не сделаны исключения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования.
Экзаменационные материалы по математике не имеют специфики для выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования в специальных (коррекционных) образовательных организациях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Экзаменационные материалы по русскому языку разрабатываются с учетом индивидуальных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Тексты, темы сочинений, экзаменационные билеты для таких обучающихся будут направлены в субъекты РФ в зашифрованном виде со специальной пометкой: "Экзаменационный материал для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Обучающиеся, находящиеся на обучении по состоянию здоровья на дому на основании справки врачебной комиссии (в соответствии с Перечнем заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы, утвержденным Министерством просвещения РСФСР от 08.07.80 № 281-М, Министерством здравоохранения РСФСР от 28.07.80 № 17-13-186), для сдачи ГИА или ЕГЭ в форме ГВЭ имеют право пройти обследование и получить заключение ПМПК, подтверждающее статус ограниченных возможностей здоровья, и рекомендации, в том числе по форме итоговой аттестации.
Учитывая, что должны быть обеспечены равные права на получение образования для всех категорий обучающихся, право родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) на выбор до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при ее наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, языка (языков) получения образования, факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и отсутствует исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, считаем целесообразным рекомендовать ПМПК принимать решения по выдаче заключений самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития, в которых срок обращения в ПМПК может не иметь ключевого значения для принятия решения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 8 Закона № 273-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ в сфере образования обязаны организовать предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, что должно обеспечивать своевременное выявление указанной категории обучающихся на ПМПК и разработку рекомендаций по созданию условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
С учетом изложенного существенно возрастают роль психолого-медико-педагогических комиссий и требования к организации их деятельности, взаимодействию с образовательными организациями и органами управления образованием, созданию региональных систем комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.
В соответствии с пунктом 23 Положения о ПМПК заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.
Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
В соответствии с пунктом 18 Положения о ПМПК при необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.
В ряде субъектов РФ, имеющих на своей территории труднодоступные, удаленные образовательные организации, может быть организовано выездное обследование ПМПК.
Предлагаем организовать работу по координации действий ПМПК в рамках представленных разъяснений.
Директор Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей
Е.СИЛЬЯНОВ