Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов в рамках VI Съезда Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, который проходит в Казани, представил доклад «Приоритеты государственной политики России в сфере защиты прав детей».
Уполномоченный отметил необходимость создания условий для сокращения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), реализации права детей этой категории жить и воспитываться в семье является одним из приоритетных направлений государственной социальной и демографической политики России.
Основными направлениями этой деятельности являются:
профилактика социального сиротства, организация коррекционной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в целях предупреждения случаев утраты детьми родительского попечения и изъятия детей из семьи;
формирование в обществе позитивного восприятия института семейного устройства детей-сирот, расширение доступа граждан к информации о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи;
развитие различных форм семейного устройства детей-сирот, создание условий, при которых все дети этой категории будут устраиваться в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на ее территории;
развитие системы подбора и подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей-сирот, а также комплексного сопровождения замещающих семей;
социальная адаптация выпускников организаций для детей-сирот;
реформирование организаций для детей-сирот в целях создания благоприятных условий для воспитания находящихся в них детей, а также использования ресурсов этих организаций в деятельности по семейному устройству и социальной адаптации детей-сирот.
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка привел следующие данные:
на 35% сократилось число детей-сирот, выявляемых в течение года (со 127 тыс. до 82,2 тыс. детей);
более чем на 24% - количество образовательных учреждений для детей-сирот (с 1770 до 1344 учреждений);
более чем на 35% - численность детей, находящихся в этих учреждениях (со 123 тыс. до 79,9 тыс. детей);
на 25% - число детей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (со 177 тыс. до 132,8 тыс. детей);
почти на 64% - число детей, передаваемых на усыновление иностранным гражданам (с 9,4 тыс. до 3,4 тыс. детей).
Однако, как отметил Уполномоченный, несмотря на достигнутые положительные результаты рапортовать об успехах в этой важнейшей сфере государственной деятельности пока еще рано.
Об этом свидетельствует остающаяся недопустимо высокой численность сирот в России.
В 2011 году выявлено около 82,2 тыс. детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в 2010 г. – 93,8 тыс. детей, в 2009 г. – 106,7 тыс. детей, в 2008 г. – 115,6 тыс. детей).
Особое беспокойство вызывает распространение социального сиротства: 83,8 % составляют дети, оставшиеся «сиротами» при живых родителях (в 2011 г. выявлено 68 834 чел.).
Анализ ситуации с социальным сиротством в субъектах РФ показывает, что причины, обусловливающие значительное число «социальных сирот» в современной России, имеют комплексных характер.
Одними из наиболее распространенных причин социального сиротства является лишение родителей прав на воспитание своих несовершеннолетних детей.
За три года на 23,7 % снизилось число детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель (с 50 239 до 38 323 чел.). В то же время возросла на 10,3 % численность детей, родители которых ограничены в родительских правах (с 7660 до 8451 чел.), в том числе на 11,9 % – численность детей, у которых ограничены в родительских правах оба родителя или единственный родитель (с 6082 до 6803 чел.)
Павел Астахов подчеркнул, что в некоторых регионах Российской Федерации, например, в Республике Татарстан и Ханты-Мансийском автономном округе до 80% детей (от общего количества находящихся в социально опасном положении) возвращаются в кровные семьи, до 60% семей выводится из социально опасного положения.
В России по-прежнему большое количество отказов от новорожденных детей. По словам Уполномоченного, в Татарстане есть тенденция к снижению. Должна осуществляться поддержка, профилактика отказов.
«Мама не должна оставаться без помощи, со своими проблемами. Отказов очень много, есть снижение на 18%, но отказов все равно очень много», - отметил Астахов.
В целом по стране в 2011 году было реорганизовано 85 детских сиротских учреждений (в 2010 г. – 69), из них ликвидировано 42, 33 перепрофилировано в образовательные учреждения других типов, и только 1 – в организацию, осуществляющую работу с приемными родителями и замещающими семьями.
«При этом еще раз подчеркиваю, что не призываю и никогда не призывал власти к немедленной бездумной ликвидации детских домов и других сиротских учреждений, напротив, предостерегал от кампанейщины и возможных злоупотреблений при решении важнейшей социальной и государственной задачи реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Во главе угла должно стоять право ребенка на семью, а не право родителей на приобретение ребенка! Ребенок не должен превращаться в предмет каких-либо сделок, в средство удовлетворения каких бы то ни было потребностей взрослых», - подчеркнул Павел Астахов.
Пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка