Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости Уполномоченного

Павел Астахов: «Перечитываю Макаренко»

1O1A6845Уполномоченный по правам ребенка при президенте России Павел Астахов прибыл в Иркутск. Это его второй визит в регион в качестве федерального омбудсмена. Именно в Иркутской области три года назад была проведена первая комплексная проверка по инициативе вступившего в новую должность адвоката Астахова. Полученные тогда рекомендации легли в основу, в том числе и реализуемой сегодня программы «Дети Приангарья».

Рабочая пятница тринадцатое, для Павла Астахова началась в Центре психолого – медико – социального сопровождения, куда он приехал в сопровождении Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области Светланы Семеновой.

Иркутский Центр психолого – медико – социального сопровождения специализируется на постинтернатном сопровождении и подготовке детей- сирот к самостоятельной жизни, реабилитации детей подвергшихся жестокому обращению. Здесь проводят занятия с ребятишками, которые не могут учиться в обычных школах и с родителями особенных детей. Сегодня центр может принять 30 учеников, тогда как согласно оценкам специалистов, в общем, по области в коррекционном обучении нуждается 968 детей. Чуть позже на совещании с губернатором области Сергеем Ерощенко федеральный омбудсмен внес предложение рассмотреть варианты расширения образовательных возможностей центра, подчеркнув, что, по его мнению, вовсе необучаемых детей не существует.

Особый интерес Павла Астахова вызвала работа Школы приемных родителей. За время существования в ней прошли обучение 249 семей, 60 из них уже взяли детей на усыновление или под опеку, и ни одна не отказалась в последствии от своего решения. По наблюдениям психологов Центра, чаще всего мотивом для обращения в Школу приемных родителей служит отсутствие у супружеской пары своих детей.

Воспитатели дома ребенка № 1, где сегодня также побывал Павел Астахов, рассказывают, что их воспитанники наоборот чаще попадают в семьи, в которых уже есть дети. Но важнее другая статистика: за последние два года число усыновителей и опекунов значительно выросло. В этом году, например взятых в семьи малышей оказалось больше, чем «штатных»: сегодня в доме ребенка № 1 живет 104 воспитанника, а тех кто обрел маму и папу, уже 107.

image00005

Этот дом ребенка имеет в официальном названии формулировку: «для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики», тем не менее, воспитатель с 25 - летним стажем Валентина Батищева уверена, что у 60% ее подопечных лишь отставание в развитии, которое можно скорректировать, если ребенком заниматься. Педагоги – дефектологи осваивают новые формы работы, многие методики даже звучат оптимистично: куклотерапия, глинотерапия, сказкотерапия. Многие малыши из специализированного дома ребенка, особенно если попадают отсюда в любящую семью, впоследствии ничем не отличаются от своих совершенно здоровых сверстников. В то же время, по словам Валентины Батищевой, с каждым годом становится все больше детей с действительно тяжелыми патологиями, сегодня в каждой группе есть ребенок - инвалид.

В медицинскую группу дома ребенка, где только тяжелые детки, Павел Астахов вошел без сопровождения многочисленных корреспондентов. Зато у всей пишущей братии была возможность убедится, что в обычных группах ребятишки безошибочно угадывали в омбудсмене друга. Несмотря на большое количество других незнакомых, но вполне доброжелательно настроенных взрослых: именно к Астахову бросилась с объятиями малышка Настя, и именно его взял за руку, решивший проводить гостей трехлетний Алеша.

На упомянутом выше совещании, на котором кроме губернатора присутствовали руководители двадцати пяти министерств и ведомств региона, имеющих отношение к проблемам детей, Павел Астахов еще раз обозначил болевые точки нашей территории.

В первую очередь это растущая статистика детских суицидов. В прошлом году было зарегистрировано 148 попыток, из них 18 со смертельным исходом, в этом году из 93 попыток детей свести счеты с жизнью уже 31 закончилась непоправимо. Павел Астахов порекомендовал представителям исполнительной власти области и правоохранительных органов обратить внимание на опыт соседнего с нами региона.

- В Бурятии, благодаря консолидации усилий всех структур, которые могут спасти ребенка в стрессовой ситуации, статистику суицидов удалось снизить с сотен случаев до единиц,- сказал омбудсмен. - Межведомственное взаимодействие делает многие усилия более эффективными. У нас же зачастую не знают, что происходит в соседнем ведомстве. Не секрет, что в обществе существует настроение, о том, что невозможно чего-то добиться, очереди бесконечны, квоты недоступны. В то же время мы стали составлять федеральный реестр детей, которым необходима высокотехнологичная медицинская помощь, и оказалось, что не все регионы свои квоты выбирают. Еще один пример- схема анализа ситуации в регионе, которую разработали в нашем аппарате, и которая вернулась к нам за подписью вице-губернатора, разные ведомства Иркутской области дают различные цифры в отношении детей-сирот. А это значит, что четкого взаимодействия нет.

Следующая проблема, о которой говорил с собравшимися Павел Астахов – растущее число детей брошенных матерями в первый день жизни. По статистике за 9 месяцев года от 127 маленьких иркутян в день их прихода в этот мир, отказались родители.

- В 90 процентов случаев - это результат невежества матерей, - убежден Павел Астахов. -Особенно если трудная социальная ситуация, если родился больной ребенок, должен быть специалист, который окажет молодой маме необходимую психологическую поддержку, расскажет какую и где помощь она может получить, объяснит как жить в новой реальности, как воспитывать особенного ребенка. И главное убедит, что она не останется одна. За счет института кураторства, в том числе, к 2018 году число сиротских учреждений в стране должно сократится вдвое. А к тем кто останется будут особенные требования. Мы должны давать самое качественное медицинское обслуживание и образование детям независимо от того, где они воспитываются, в семье или в государственном учреждении. Лично я в связи с этим перечитываю Макаренко. Достал из библиотеки все семь томов и изучаю опыт, как из трудных детей вырастить не просто достойных людей, а героев, таких как те, что победили в Отечественной войне.

{gallery}phocagallery/astahov{/gallery}