Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости Уполномоченного

Службы примирения создаются в образовательных и социальных учреждениях Иркутской области

Как рассказала директор Иркутского центра медиации Марианна Садовникова, в учреждениях для детей достаточно большое количество конфликтов. Причём конфликты возникают как между детьми, так и между взрослыми, а также между разными возрастными группами.

Выносить такие конфликты на общее обозрение не принято. С одной стороны, российская ментальность - сор из избы не выносят, с другой – опасения, что если пожалуешься, тебе же будет хуже. Вместе с тем ясно, что если эти конфликты не разрешаются в рамках коллектива, то в любом случае будут иметь определённые последствия. Как правило, это перерождается в более широкие формы конфликта. Медиаторы подчеркивают, что многие противоречия можно решать внутри учреждения. Однако, для этого специалисты должны обладать необходимыми знаниями и навыками. А дети должны понимать, что такое служба примирения, как можно туда обратиться и каковы будут результаты. Именно этому и учат медиаторы специалистов учреждений.

 

«Служба примирения» работает в области второй год в качестве пилотного проекта, в рамках долгосрочной целевой программы «Точка опоры». Однако за это время новый институт создан всего в шести социальных и образовательных учреждениях (детских домах, приютах, социально-реабилитационных центрах и в воспитательных колониях для несовершеннолетних) Иркутска, Ангарска, Усть-Илимска, Тулуна и п. Залари. Весь персонал данных учреждений (начиная от воспитателей и заканчивая сторожами) прошёл специальные трёхдневные тренинги. Следующий этап – отбор сотрудников, которые готовы работать непосредственно в службе примирения. Предполагается, что медиаторами могут быть не только педагоги, но и родители, и сами ученики.

Директор Первой иркутской службы медиации Анастасия Архипкина пояснила, что Приангарье является регионом-пионером в предоставлении бесплатной помощи по разрешению бытовых разногласий и конфликтов. «Медиация» для нас - слово родное, в то время как для большинства людей оно ни о чем не говорит, - рассказывает Анастасия Архипкина. – Медиация – это способ разрешения конфликтов с помощью третьей, независимой стороны, посредника, который помогает сторонам конфликта найти удовлетворительное для обеих сторон решение. В России на данный момент медиация – это профессиональный институт. Есть профессиональные медиаторы, есть федеральный закон об урегулировании споров с участием посредника. Естественно, эти профессионалы-медиаторы пользуются определёнными приёмами и технологиями. Поскольку мы являемся профессиональными медиаторами, и этими технологиями владеем, мы посчитали возможным и нужным обучить этому тех, кто в этом нуждается. Вообще в России с медиацией знакомится в основном бизнес-элита, и те люди, которые за разрешение своего конфликта могут заплатить. В Иркутской области в рамках программы «Точка опоры» обучают этим программам наиболее нуждающихся. К ним относятся несовершеннолетние, семьи, находящиеся в опасных жизненных ситуациях, а также сотрудники социальных и образовательных учреждений.

Как отмечают организаторы, такая форма решения проблемных ситуаций уже хорошо зарекомендовала себя в Ангарской воспитательной колонии, где для оступившихся подростков каждое воскресенье проводят тренинги конструктивного общения.

- Последние результаты ежегодного анкетирования для оценки социального климата в колонии, поражают, - говорит психолог исправительного учреждения Людмила Третьякова. – Сейчас 76% ребят признаются, что в их отряде нет конфликтов. 88% осуждённых считают удовлетворительным отношение к ним сотрудников колонии. Кроме того, ни один из тех, кто прошёл тренинги, после освобождения не вернулся в исправительное учреждение повторно.

Руководители проекта уверены, что службы примирения должны работать абсолютно в каждой школе.

- Однако у нас нет ни физической, ни финансовой возможности обучить всех педагогов. Думаю, это вопрос нескольких лет, - считает Марианна Садовникова. – Пока функцию медиаторов в школах обязаны выполнять психологи.