Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости Уполномоченного

Согласно статистике обращений к Уполномоченному по правам ребенка, одним из самых нарушаемых становится право на образование.

Уполномоченным по правам ребенка было инициировано рабочее совещание по вопросам организации обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья с умеренной умственной отсталостью на территории Иркутской области. За круглым столом собрались первые лица Министерства образования, Главного бюро медико-социальной экспертизы, представители Минздрава, Минсоцразвития, службы по контролю и надзору в сфере образования и научного сообщества в лице заведующих профильных кафедр иркутских вузов.

Так или иначе, каждая из названных структур участвует в организации обучения детей с особенностями развития.

 Скажем, ребенок с задержкой или нарушением психического развития, как правило, оказывается на приеме у психиатра, там получает направление на психолого-медико-педагогическую комиссию для выработки образовательного  маршрута , а при необходимости на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности. Дальше в зависимости от того что написано в протоколе ПМПК ребенок должен попадать в коррекционную школу или коррекционный класс. Должны. Но на деле получается, что ребятишек с умеренной умственной отсталостью практически не учат ссылаясь на невозможность организации учебного процесса и забывая об обязанности учить. Справедливости ради надо сказать, что в последние 2 года создано несколько специализированных классов. Но этого мало! В итоге 963 ребенка в Иркутской области, имея на руках рекомендации к обучению, попросту заперты в четырех стенах без перспектив социализации.

  Возможно, причина кроется в несогласованности действий областных и муниципальных ведомств призванных обеспечить конституционное право на образование каждого ребенка, вне зависимости от наличия и  тяжести нарушений в его развитии.

 Детей с проблемами психоневрологического развития каждый год выявляется все больше и больше. По мнению одного из участников совещания ведущего детского психиатра области Елены Литвинцевой, эта статистика растет на развалинах прежней системы образования. Ребенок с отставанием в развитии, попадая в специализированную группу детского сада, в большинстве случаев  к  школе подтягивается до необходимого уровня. А оставаясь без помощи специалистов наоборот деградирует. К школе у него уже выявляется легкая умственная отсталость, а потом и умеренная. Такие трагедии кроются за цифрами отчетов по реализации ведомственной целевой программы «Развитие образования». Муниципалитеты в погоне за увеличением количества мест в детских садах в массовом порядке сокращают группы компенсирующей направленности, в которой по определению немногочисленны. По данным комитета по социальной политике Иркутска на 1 января 2012 года в городских детских садах была 191 группа компенсирующей направленности, на начало 2014 года, таких групп осталось только 53. В Усолье – Сибирском в этом году планируется перепрофилирование трех детских садов компенсирующего вида, и еще в четырех учреждениях будут перепрофилированы соответствующие группы. Примерно так же обстоит дело и в других муниципалитетах.

 

Определяя круг проблем участники совещания решили сделать рабочую группу по вопросам организации обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья с умеренной умственной отсталостью, постоянно действующей. Кроме этого  специалисты Министерства образования должны к апрелю провести мониторинг потребности и доступности образования для особенных детей в Иркутской области. И разработать план действий относительно дошкольного и школьного обучения особенных детей.