Всероссийское совещание «Роль органов опеки и попечительства в профилактике социального сиротства и обеспечение права ребенка на семейное воспитание» прошло в Уфе 18 апреля в рамках IIV Съезде уполномоченных по правам ребенка.
Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова выступила с докладом «Сравнительный анализ отдельных показателей в сфере опеки и попечительства среди несовершеннолетних в Российской Федерации. Проблемы и предложения».
Иркутский омбудсмен рассказала, что одной из «болевых точек», характеризующих демографическую ситуацию в стране, является снижение численности детского населения, а также высокий уровень социального сиротства, который свидетельствует об ослаблении института семьи и падении ответственного родительства. В настоящее время население Российской Федерации составляет 143 056 тыс. чел, их которых 21% это население в возрасте от 0 до 19 лет.
Количество детского население стремительно сокращается (в 2005 году – 34 315; в 2012 году – 29 839 чел). Аналогичная тенденция к сокращению наблюдается и по количеству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – с 667 552 ребенка в 2008 году до 643 757 – в 2012.
Лидирующее место по числу детей, оставшихся без попечения родителей, занимает Сибирский (138 817), Приволжский (129 543) и Центральный (123 950) федеральные округа.
Несмотря на принимаемые меры и усилия, к сожалению, приходится констатировать, что проблемных вопросов в сфере профилактики социального сиротства еще достаточно много.
Для изменения ситуации Светлана Семенова внесла несколько предложений. Уполномоченный считает, что необходимо создать единообразную систему органов опеки и попечительства в субъектах РФ с территориальными подразделениями в муниципальных образованиях, определить нормативы численности специалистов органов опеки и попечительства, в зависимости от численности детского населения в федеральном законе, а также сформировать профессиональные требования к этой службе. И создать современную систему непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе: внедрение и подготовка специалистов по специальности «специалист органа опеки и попечительства». Необходим координационный орган в сфере профилактики социального сиротства.
В федеральном законодательстве нужно определить отличия между формами возмездной и безвозмездной опеки (кроме вознаграждения) и внести изменения в федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», дополнив его категорией детей, имеющих прочерки в графе «родители». Внести изменения в законодательство о занятости населения, а также в пенсионное законодательство в части, касающейся определения возможности регистрации в качестве безработного гражданина приемного родителя (он получает вознаграждение по договору о приемной семье), а также в части возможности получения компенсационных выплат по уходу за ребенком–инвалидом (как неработающий трудоспособный гражданин).
Кроме того, необходимо усовершенствовать систему законного представительства над детьми, обучающимися в системе учреждений начального и среднего профессионального образования. И разработать государственный стандарт по подготовке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к самостоятельной жизни.
Одно из главных условий – упростить процедуру усыновления (удочерения), в частности, внести изменений в Постановление Правительства РФ «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот, в семьи граждан», предусмотрев упрощенный порядок оформления временной передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей близким родственникам.
Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области