Тренинг «Медиативные технологии в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации» прошел 4-5 октября в Иркутском центре медиации.
Как рассказали специалисты, программа тренинга для семей, находящихся в социально опасном положении, рассчитана на три дня. Между тренинговыми днями проходит 2-3 недели. «За это время участники должны осмыслить полученные знания, и попробовать медиативные технологии на практике в своей работе для того, чтобы понять, в чем проблемы, что работает для того, чтобы на следующее занятие мы могли уже это обсудить. То есть для нас очень важно, чтобы результаты этого тренинга не остались только в тетрадках у участников, а чтобы они это применяли в своей практической деятельности. Поэтому тренинги идут с временным разрывом», - подчеркнула руководитель АНО «Иркутский центр образовательных и медиационных технологий» Марианна Садовникова.
Участники тренинга - это сотрудники всех субъектов профилактики безнадзорности. Это сотрудники социальных учреждений для несовершеннолетних, образовательных учреждений, сотрудники отделов по делам несовершеннолетних, сотрудники уголовно-исполнительных инспекций. Поддержку в этом оказывают Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерство образования, ГУ МВД России по Иркутской области, ГУФСИН.
Группы составляют 25-26 человек. Программа лицензирована, после ее прохождения выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации. «Мы думаем, это станет очередным хорошим этапом в их карьере. Сами тренинги составлены с основательным практическим компонентом. Т.е. мы даем минимум лекционного материала, в основном работа вся построена на игровых элементах, деловых играх, рассмотрении конкретных ситуаций, рассмотрении технологий, проговаривания вариантов этих технологий и их использования в тренинговом безопасном пространстве для того, чтобы сделать первый шаг и попробовать, как они пойдут», - отмечают медиаторы.
«Для чего мы обучаем сотрудников? Мы понимаем, что вокруг несовершеннолетних очень много конфликтов. Сам возраст подростковый обостряет различные психологические аспекты, которые связаны с конфликтным поведением. С другой стороны и взрослые к подростку вдруг начинают предъявлять совершенно иные требования. Соответственно такое же конфликтное поведение идет и от взрослого. Потому что взрослый считает, что ребенок вырос, что к нему можно предъявлять какие-то другие требования, что не всегда соответствует пониманию подростка. И отсюда возникают различные конфликтные ситуации. Говорят трудный подростковый возраст, а трудный он потому, что чаще всего ни родители, ни окружающие не готовы конструктивно выстраивать отношения с подростком с учетом тех его особенностей, которые характерны для подросткового возраста. Именно этому всему мы и обучаем сотрудников, которые приходят к нам на тренинги», - рассказывает Марианна Садовникова.
Специалисты отмечают, что конфликт – это нормально, конфликтное поведение со стороны несовершеннолетнего – это нормально, это соответствует его особенностям. Важно, чтобы взрослый научился конструктивно вести себя сам, приглашая в конструктивное пространство самого несовершеннолетнего, а не уходя в деструктивный вариант общения. Сотрудники, как только начинают обучаться, осознают, что стали лучше понимать себя, лучше понимать для себя результаты конструктивного поведения, т.е. как только попробовал, почувствовал, принимаешь, уже можно идти дальше. И начинают понимать, почему подросток ведет себя так, а не по другому. И соответственно, эмоциональный накал специалиста тоже снижается, потому что, если он понимает, почему он подросток ведет себя как подросток, то соответственно, уже не злится, так как это было раньше.
Ведущий психолог Ангарской воспитательной колонии Людмила Третьякова рассказала, что применяет медиативные технологии как психолог в своей практике уже давно. «Мои знания профессиональные позволяют строить коммуникации мне с подростком, потому что я понимаю, что трудный возраст, он трудный прежде всего для самих подростков, и мы об этом забываем. Что у них не получается общение, не получается себя понять, других понять. Пубертатные процессы их выбивают, и если мы будем понимать, что нам трудно, а им труднее втройне, будет совершенно другое отношение к тому, что происходит. И тренинги – это личностный рост для самих участников. И мы – специалисты видим себя со стороны, когда здесь бываем. И видим, как ведем себя в конфликте. И действительно это повод остановится подумать о себе, о своем поведении, о своих стереотипах, которые порой здесь ломаются. И коммуникативная компетентность, которая вырабатывается на этих тренингах, действительно, дает другой уровень в общении не только с подростками, но и с сотрудниками учреждения. Например, с теми сотрудниками Ангарской воспитательной колонии, которые бывали на этом тренинге, общаться легче. И они сами отмечают, что они становятся более успешными в своей работе. На практике они к конфликтам, которые есть в любом учреждении, относятся более спокойно. И учатся извлекать из этого конфликта что-то положительное, использовать его как толчок для развития. Но подростки учатся не на том, что ты им говоришь, а на том, что ты им демонстрируешь. Если ты демонстрируешь компетентное поведение, то они очень хорошо подстраиваются. И с теми воспитанниками колонии, которые проходили тренинги уже легче общаться, и есть о чем поговорить», - отмечает Людмила Третьякова.