Актуальность создания и применения на межгосударственном уровне универсальных правовых механизмов, обеспечивающих регулирование отношений между родителями и детьми, проживающими в разных государствах, обусловлена существенным увеличением количества смешанных браков и выявлением в связи с этим многочисленных фактов незаконного вывоза детей за пределы государства происхождения либо их невозвращения в государство происхождения, а также с увеличением количества случаев отказов одного из родителей, проживающего за пределами государства происхождения, в обеспечении доступа другого родителя к общению с ребенком и участию в его воспитании.
По данным Министерства юстиции Российской Федерации за последние три года в органах записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации было зарегистрировано 157 472 брака между российскими гражданами и гражданами 152 иностранных государств. При этом наибольшее количество браков было заключено с гражданами государств - участников СНГ – 134 862 брака.
В настоящее время на контроле Уполномоченного находится около 150 обращений с просьбой оказать содействие в разрешении споров о детях между родителями, проживающими в разных государствах. Обращения поступают как от российских, так и иностранных граждан.
Такие механизмы закреплены в Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей 1980 г. (далее – Конвенция 1980 г.) и Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мерах по защите детей 1996 г. (далее – Конвенция 1996 г.). Обе конвенции направлены на защиту детей от незаконного перемещения или удержания и на закрепление процедур, обеспечивающих их немедленное возвращение в государство их постоянного места жительства, и право доступа, а также на закрепление международных норм, определяющих государство, органы которого обладают юрисдикцией принимать меры, направленные на защиту личности или имущества ребенка; право, подлежащее применению такими органами при осуществлении ими своих полномочий; право, применимое к родительской ответственности; нормы, позволяющие обеспечить признание и исполнение мер защиты прав ребенка.
Ратификация Российской Федерацией указанных конвенций и имплементация их положений в российскую национальную правовую систему, несомненно, будет способствовать обеспечению охраны и защиты права ребенка на общение с обоими родителями. Конвенция 1996 г. была ратифицирована Россией в соответствии с Федеральным законом от 05.06.2012 № 62-ФЗ «О присоединении российской федерации к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей». Вступает в силу для нашего государства с 1 июня 2013 года.
Предметом Конвенции 1980 г. являются основные права и свободы человека и гражданина, такие как право семьи и ребенка на защиту и право родителей заботиться о ребенке и обеспечивать его воспитание. Эти права гарантированы Конституцией Российской Федерации (статья 38), закреплены во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (статья 16) и Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (статьи 23, 24).
В настоящее время в Конвенции 1980 г. участвуют 90 государств, в том числе большинство стран СНГ и Балтии (Армения, Белоруссия, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Эстония).
Российская Федерация присоединилась к Конвенции 1980 г. в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2011 г. № 102-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей". Согласно статье 38 Конвенции 1980 г. она вступила в силу в Российской Федерации 1 октября 2011 г.
На 1 октября 2013 года присоединение России к Конвенции 1980 г. признало 29 государств-участников Конвенции (Украина, Финляндия, Франция, Греция и др.).
Данный шаг для России имеет положительное значение в связи с тем, что со многими государствами, в которых удерживаются российские дети, у Российской Федерации отсутствуют двусторонние договоры о взаимной правовой помощи по гражданским делам, и перспектива их заключения маловероятна (в частности, это – значительное число стран Евросоюза, Израиль и другие государства). В подобных случаях согласованного механизма решения вопроса о возвращении ребенка в Российскую Федерацию не существует, и результаты предпринимаемых российской стороной мер по возвращению ребенка зависят, прежде всего, от законодательства и правоприменительной практики иностранного государства.
Международный опыт применения Конвенции 1980 г. показал, что она может выступать эффективным инструментом, регламентирующим порядок действий компетентных органов государств-участников в целях обеспечения защиты прав незаконно перемещенных или удерживаемых детей и позволяющим оперативно разрешить конфликтные ситуации, возникающие в этой сфере. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. №1097 "О центральном органе, отправляющем обязанности, возложенные на него Конвенцией о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей" таким Центральным органом определено Министерство образования и науки Российской Федерации.
Конвенция 1980 г. направлена на обеспечение незамедлительного возвращения детей, незаконно перемещенных в любое из договаривающихся государств либо незаконно удерживаемых в любом из этих государств, а также на обеспечение того, чтобы права опеки и доступа, предусмотренные законодательством одного договаривающегося государства, эффективно соблюдались в других договаривающихся государствах (статья 1).
Конвенция устанавливает, что перемещение или удержание ребенка рассматриваются как незаконные, если они осуществляются с нарушением прав опеки, которыми были наделены какое-либо лицо, учреждение или иная организация, совместно или индивидуально, в соответствии с законодательством государства, в котором ребенок постоянно проживал до его перемещения или удержания; и во время перемещения или удержания эти права эффективно осуществлялись или осуществлялись бы, если бы не произошло перемещение или удержание (статья 3).
В ходе оценки преимуществ, предоставляемых Конвенцией 1980 г., можно отметить ряд ее сильных сторон. В частности, Конвенция 1980 г. позволяет создать прочную, достаточно определенную структуру отношений между раздельно проживающими родителями и их детьми. Формируемая Конвенцией 1980 г. система указанных отношений представляется справедливой, сбалансированной, гендерно нейтральной, а также нейтральной по отношению к судебным системам государств, которые присоединились к ней. Конвенция 1980 г. основывается на принципах уважения и поддержания фундаментальных прав человека. Быстрота предусмотренных Конвенцией 1980 г. процедур позволяет минимизировать вред, наносимый разрывом отношений между родителями и детьми.
Наличие большого числа стран – участниц Конвенции 1980 г. позволяет в международном масштабе обеспечить эффективную защиту детей от негативных последствий их незаконного перемещения, их незамедлительное возвращение в государство постоянного проживания, а также защиту прав отдельно проживающего родителя на воспитание и общение с ребенком.
Данная эффективность формируется на основе следующих факторов: отсутствие необходимости проведения множества переговоров, устранение неопределенности в работе судей, юристов иных специалистов, а также в положении родителей и детей, рожденных в смешанных браках; наличие международной поддержки и оперативный обмен информацией на международном уровне (особенно важно, когда в разрешении спора задействованы органы и организации нескольких государств); возможность создания дополнительных двусторонних или региональных процедур между странами - участницами Конвенции 1980 г.
Любое лицо, учреждение или иная организация, заявляющие о том, что ребенок был незаконно перемещен или удерживается в нарушение прав опеки, могут обратиться в Центральный орган государства постоянного проживания ребенка или в Центральный орган любого другого договаривающегося государства за содействием в обеспечении возвращения ребенка.
В настоящее время в целях обеспечения эффективного применения Конвенции 1980 г. и осуществления функций Центрального органа на территории Российской Федерации Минобрнауки России ведет работу над проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты" (в части реализации норм Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 г.)". Принятие данного проекта федерального закона позволит Российской Федерации в полной мере исполнять принятые на себя международные обязательства.
Присоединение Российской Федерации к Конвенции 1980 г. влечет необходимость определения подсудности дел о возвращении ребенка, процессуального порядка их рассмотрения, закрепления норм о розыске ребенка на территории России т.д.
В целом, как показывает практика, разрешение спора о детях невозможно без достижения родителями соглашения по его существу. Как рассмотрение данной категории споров, так и процедура исполнения судебных решений об определении места жительства ребенка, порядка общения с ним отдельно проживающего родителя, должно сопровождаться желанием родителя разрешить семейный конфликт, не причиняя вреда ребенку.
В связи с этим, требует глубокой проработки вопрос о закреплении в российском законодательстве процедуры медиации при разрешении судами споров о возвращении ребенка, определении порядка общения ребенка с отдельно проживающим родителем в контексте реализации положений Конвенции 1980 г., которая предусматривает применение процедур внесудебного урегулирования споров как на стадии разрешения спора о возвращении ребенка, так и на стадии исполнительного производства.
Пресс-служба Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка