Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости Уполномоченного

Прокуратура области провела проверки исполнения законодательства о защите имущественных прав сирот и детей

Прокурорскими проверками установлено, что не всегда в деле защиты прав ребенка имеется должное взаимодействие между органами опеки и попечительства и иными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.


 

Несмотря на то, что сделки, связанные с отчуждением жилых помещений, принадлежащих несовершеннолетним, осуществляются только с предварительного разрешения органов опеки и попечительства при определенных условиях, имеют место факты ненадлежащего контроля за исполнением законными представителями принятых на себя обязательств.

Прокурорами Ленинского района, Нижнеудинским межрайонным и др. установлены факты продажи квартир без зачисления денежных средств на счета детей. При этом органами опеки не принято мер ни к оспариванию указанных сделок, ни к уведомлению родителей о неисполнении обязательств.

Не единичны нарушения имущественных прав несовершеннолетних в сфере реализации средств материнского (семейного) капитала при приобретении или строительстве жилых помещений.

Выявлены факты отсутствия сведений о начислении подопечным пенсий по случаю потери кормильца при наличии к тому оснований. В свою очередь, органы опеки и попечительства в актах проверки условий жизни подопечных не фиксируют это как нарушение имущественных прав и, соответственно, указаний об их устранении не дают.

Прокурором г. Ангарска установлено, что мать несовершеннолетнего опекаемого В. умерла в 2011 г., сведений о назначении пенсии по случаю потери кормильца в личном деле ребенка не имеется. При наличии противоречий интересов опекуна и подопечного, органами опеки требование закона о защите интересов ребенка, в том числе в судах, не исполняется.

Более того, прокурорами г. Ангарска, Ольхонского и др. районов установлено, что никакой реакции со стороны органов опеки и попечительства не вызывает наличие в личных делах опекаемых несовершеннолетних заявлений опекунов об отказе взыскивать алименты с родителей подопечных.

Не всегда принимаются меры по сохранению принадлежащего несовершеннолетним, утратившим родительское попечение, имущества.

Выявлены факты, когда опись имущества не составляется, имущество не передается на хранение, либо в описи указано имущество без подтверждения его принадлежности несовершеннолетнему. Так, прокурором г. Ангарска установлено, что несовершеннолетнему опекаемому К. приобретено в единоличную собственность жилое помещение. Опись его отсутствует, на ответственное хранение не передано. Сведениями о том, кто фактически занимает данное жилое помещение, специалисты опеки и попечительства не обладают.

Прокурором Усть-Удинского района выявлено, что двое воспитанников коррекционной школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями, являлись правопреемниками умерших отцов, застрахованных в системе пенсионного страхования. Однако администрация школы с заявлениями в интересах детей о выплате пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших родителей в Управление Пенсионного Фонда РФ не обращались. В связи с чем, прокуратурой района направлены заявления в суд.

Прокурором Ленинского района проверкой личного дела воспитанницы СКШИ № 4 Л. выявлено, что с 2005 по 2011 г. администрацией не установлено право на наследование имущества, принадлежащего умершей матери. В отношении воспитанника Г. в течение двух лет не предпринималось мер к выявлению всех объектов имущества умершего отца, не оформлено свидетельство о наследовании по закону имущества отца, а также о наследовании по завещанию имущества бабушки.

Несмотря на то, что расходование денежных средств, принадлежащих несовершеннолетним, осуществляется только с разрешения органов опеки и попечительства, а опекуны ежегодно представляют отчет о хранении, использовании имущества подопечного, нарушения закона и здесь не единичны.

Так, прокурором Жигаловского района установлено, что ноября 2010 года по апрель 2011 года попечителем У. с лицевого счета подопечной, в отсутствие распоряжения органов опеки и попечительства, произведены расходные операции на сумму более почти 140 тыс. руб. Однако органами опеки и попечительства при проведении плановых проверок условий жизни опекаемой исполнение обязанностей по обеспечению сохранности ее имущества не проверено. Заявленный органами опеки по требованию прокурора иск об обязании опекуна восстановить денежные средства удовлетворен.

Прокурором Ленинского района выявлен факт нецелевого использования денежных средств, принадлежащих подопечному М., опекуном которого в 2009-2011 г.г. использованы средства в размере 66 тыс. руб. якобы на оплату коммунальных услуг и ремонт. По выявленному факту прокуратурой района в суд направлен иск о взыскании незаконно израсходованных денежных средств несовершеннолетнего с опекуна, в управление опеки и попечительства внесено представление.

Имеют место случаи не полного заполнения отчетов опекунами, указывается не все имущество или доходы, соответственно не отражается информация о сохранности имущества либо о расходовании денежных средств.

Проверка соблюдения органами опеки и попечительства законодательства при закреплении жилой площади за детьми, утратившими родительское попечение, показала, что их деятельность на данном направлении также не в полной мере отвечает требованиям законодательства. Прокурорами г. Усолье-Сибирское, Слюдянского и др. районов выявлены факты отсутствия в делах находящихся под опекой сведений, подтверждающих право собственности или право пользования ими жилым помещением, соответствия закрепленного жилья санитарно-техническим нормам, факты закрепления ветхого, аварийного жилья, комнат в общежитии (г.Саянск, Иркутский и др. районы).

Прокурорами г. Ангарска, Усолье-Сибирское выявлены факты передачи ребенка под опеку при наличии акта о не соответствии жилья санитарно-техническим нормам.

Прокурором Иркутского района выявлены факты смены собственников жилья или квартиросъемщика, а так же совершения сделок с закрепленным жильем. В с. Пивовариха в здании, где право пользования закреплено за тремя несовершеннолетними, фактически расположено складское помещение, которое самовольно занято. Помещения находятся в непригодном для проживания состоянии. Фактически данный дом является общежитием, принадлежащем физическому лицу. Прокурором постановления главы администрации о закреплении за детьми помещений в общежитии опротестованы.

Имеют место факты, когда проверки сохранности закрепленного жилого помещения в течение длительного времени не проводятся вовсе. Прокурором Заларинского района при проверке личного дела на опекаемую Т. установлено, что последняя проверка сохранности закрепленного жилья датирована декабрем 2010. Акт проверки не содержит информации о состоянии жилого помещения, так как в жилое помещение попасть не удалось. Одновременно имеется информация о задолженности по коммунальным платежам 15 тыс. руб., однако никаких мер не принято. Подобные факты выявлены прокурорами городов Черемхово, Усолье-Сибирское и др.

Изложенное свидетельствует о том, что контроль за сохранностью закрепленного жилья осуществляется органами опеки и попечительства ненадлежащим образом, меры к защите прав несовершеннолетних не принимаются. Кроме того, перед органами местного самоуправления, как собственниками жилого помещения, вопрос о выселении недобросовестных граждан не ставится, жилищные структуры по контролю за содержанием и эксплуатацией жилых помещений об указанных фактах не информируются.

Прокурором г. Усолье-Сибирское при проверке учреждений «Усольский Детский дом», «Коррекционная школа-интернат п. Тельма» установлено, что в ряде дел вообще отсутствуют сведения об имеющемся у детей жилье, в том числе сколько жилых помещений из-за непринятых мер к их сохранению пустуют, пришли в ветхое и непригодное для проживание состояние и пр.

Органами опеки и попечительства не всегда и не в полном объеме ведётся учёт жилых помещений, которые из-за не принятых мер к их сохранению и использованию в интересах детей пустуют, пришли в ветхое, непригодное к проживанию состояние.

Прокурором г. Усть-Кута установлено, что в результате отсутствия на протяжении длительного времени со стороны органов опеки и попечительства контроля за сохранностью жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетней воспитанницей школа – интернат п.Квиток Тайшетского района, жилье пришло в непригодное для проживания состояние. Аналогичные нарушения установлены прокурорами г. Шелехово, Боханского и др. районов.

Имеют место факты нарушения законодательства при использовании пустующих жилых помещений, закрепленных за детьми.

Проблемой в приобретении жилья для детей-сирот указанной категории является отсутствие свободного муниципального жилья (в том числе соответствующего площади помещения, указанной в решении суда и исполнительных документах); отсутствие достаточного финансирования для строительства жилья, поскольку объем денежных средств области с учетом субсидий из федерального бюджета не позволяет в полной мере реализовать жилищные права лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По данным фактам прокуратурой области в адрес Губернатора Иркутской области вносилось представление. Принятыми мерами удалось существенно улучшить положение. Так, только администрацией г. Иркутска предоставлено жилья детям-сиротам в 2011г. в 5 раз больше, чем в 2010 г. (2010 г.- 15, 2011 г.-71 помещение).

Всего по результатам настоящей проверки выявлено 738 нарушений закона, для устранения которых внесено 110 представлений, опротестовано 23 незаконных правовых акта, в суд направлено 57 исковых заявлений.

Прокуратурой области подготовлены представления в адрес министров образования и социального развития, опеки и попечительства области, в Управление ФССП России по Иркутской области, информации Губернатору Иркутской области, Уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области, Председателю Законодательного собрания Иркутской области.