Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости Уполномоченного

Разработать концепцию постинтернатного сопровождения детей-сирот и лиц из их числа в Иркутской области предлагает детский омбудсмен

Разработать концепцию постинтернатного сопровождения детей-сирот и лиц из их числа в Иркутской области предлагает детский омбудсмен. Уполномоченный по правам ребенка обратилась с этой инициативой в адрес губернатора Сергея Ерощенко.

Светлана Семенова отметила, что сейчас в Приангарье создалась сложная ситуация по законному представительству несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях начального профессионального образования и средних специальных учебных заведениях, а также формированию эффективной системы постинтернатного сопровождения детей –сирот и лиц из их числа (от 18 до 23 лет).

 

Раньше законными представителями детей - сирот до 18 лет, которые обучаются в колледжах и сузах была администрация этих учреждений. Дети находились под присмотром и попечительством лиц, непосредственно работающих в учреждении, администрация отвечала  за их безопасность и надлежащие условия пребывания, несла ответственность за нарушения прав обучающихся детей. Однако после реформирования законодательства, функции по защите интересов таких детей были закреплены за органами опеки и попечительства, т.е. за государственными служащими. При этом на учете в органах опеки области состоят более 23 тыс. детей – сирот, а количество специалистов органов опеки составляет чуть более 160 человек. Очевидно, что невозможно выполнять эту работу на должном уровне.

Кроме того, поступая после выпуска из детского дома или приюта в колледж или суз, дети в возрасте 15 лет, оказавшись без надлежащего надзора и сопровождения, уехав с территории, где выросли, чаще всего оказываются неподготовленными к самостоятельному проживанию, плохо адаптируются и требуют самого серьезного комплексного  сопровождения со стороны специалистов. Большинство из детей являются выпускниками коррекционных школ, имеют определенный криминальный опыт, страдают различного рода зависимостями. Так, на учете в органах внутренних дел состоят из числа сирот –125 несовершеннолетних, условно-осуждены из числа сирот – 52 чел.; находятся в академическом отпуске – 105 чел. В настоящее время ожидают рождения ребенка  30 чел. из числа несовершеннолетних сирот; уже имеют детей - 85 несовершеннолетних сирот.

Светлана Семенова подчеркнула: «Развал сложившейся  системы законного представительства со стороны учреждений профобразования и сузов за последние три года, после передачи этих функций специалистам органов опеки свидетельствует о системном кризисе в данной сфере и соответственно массовому нарушению прав детей, обучающихся в этих учреждениях. Это приводит в том числе и к вторичному воспроизводству социального сиротства в регионе, так как большинство рожденных детей у детей-сирот  оказываются брошенными и помещенными в дома ребенка.

Ситуация, отмечает детский омбудсмен, требует концептуального определения системы постинтернатного сопровождения в области. Она предлагает разработать концепцию постинтернатного сопровождения детей-сирот и лиц из их числа в Иркутской области. Создать с 1 сентября 2012 года в каждом учреждении профобразования и сузах службы постинтернатного сопровождения детей-сирот и лиц из их числа, поручив министерству образования Иркутской области произвести расчет необходимых затрат. Основными задачами служб будет являться оказание консультативной, правовой, психологической, социально-педагогической и иной помощи детям, оказание им содействия в получении образования и трудоустройстве, содействие органам опеке в защите их прав и законных интересов.

«Такая работа ведется Правительством области с прошлого года в  рамках долгосрочной целевой программы «Точка опоры», - рассказала Светлана Семенова, - Однако создание 2-3 отделений в год  не решит проблемы. Требуется ускорить процесс хотя бы в крупных городах. Сейчас в каждом учреждении профобразования и сузах имеются ставки социальных педагогов, психологов. К сожалению, на мой взгляд,  отсутствует единый методический подход по организации этой работы и целостный контроль по реализации  данных направлений. Обеспечению комплексного подхода в этой проблеме могло бы послужить создание единой методической службы на базе одного из областных образовательных учреждений. Кроме того, поскольку федеральное законодательство не позволяют возложить функции законного представительства детей-сирот на другие структуры, считаю, что необходимо усилить кадровый состав органов опеки в муниципальных образованиях, где проживает наибольшее число детей –сирот, обучающихся в учреждениях профобразования и Сузах, чтобы обеспечить надлежащую защиту их прав и законных интересов. Хочу отметить, что наиболее перспективным вариантом  решения этого вопроса может стать разработка и принятие областного закона «О патронате». Он предусматривает введение новой формы опеки взрослых детей – постпопечительский патронат в отношении детей в возрасте от 15 до 18 лет, как предпочтительной формы семейного воспитания и соответствующего сопровождения с осуществлением функций законного представительства, так и социального патроната по сопровождению лиц из числа детей-сирот в возрасте от 18 –до 23 лет.

Эти формы устройства и сопровождения детей-сирот давно успешно внедрены и развиваются  в различных регионах России и доказали свою востребованность, малозатратность и эффективность в успешной социализации  детей», - подытожила Светлана Семенова.

 

Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области