Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области держит на контроле ситуацию с детскими и спортивными площадками, - рассказала Светлана Семенова на пресс-конференции 8 октября в газете «Аргументы и факты в Восточной Сибири».
Детский омбудсмен отметила, что безопасность детей на детских площадках на сегодняшний день является одной из самых актуальных тем в соблюдении прав детей на жизнь и безопасность. Иркутская область в этом вопросе не является исключением. Несмотря на увеличение активности органов местного самоуправления, управляющих компаний в строительстве и установке новых детских площадок, вопросы обеспечения безопасности несовершеннолетних на указанных объектах возникают по-прежнему.
В этой связи по инициативе Уполномоченного по правам ребёнка и Прокуратуры Иркутской области летом текущего года муниципальными образованиями и прокурорами области проведена инвентаризация детских площадок. Анализ информации, представленной муниципальными образованиями области, показал, что ненадлежащая организация содержания детских площадок, имеет место во многих муниципальных образованиях Иркутской области.
Повсеместно количество имеющихся детских игровых сооружений на территории муниципальных образований является недостаточным. До настоящего времени отдельные сельские поселения вообще не имеют игрового оборудования для детей. Отсутствует оно и в ряде придомовых территорий. Такие факты имеют место в Балаганском, Качугском, Нижнеудинском, Слюдянском, Нукутском и Казачинско-Ленском районах, а также в отдельных районах г. Тулуна.
В отдельных муниципальных образованиях области детские игровые и спортивные площадки имеются лишь на территориях образовательных учреждений (Ольхонский район, Зиминское районное муниципальное образование).
В ряде территорий Иркутской области в результате проведённой инвентаризации выявлены бесхозяйные детские и спортивные площадки. Детские конструкции, не имеющие «хозяина», выявлены на территории г. Ангарска, Слюдянского, Заларинского, Усть-Удинского и других районов. По результатам инвентаризации бесхозяйные детские игровые площадки, находящиеся в разрушенном состоянии, демонтированы. Площадки, имеющие мелкие неполадки игровых модулей и сооружений, требующих незначительного ремонта, приводятся в надлежащее состояние управляющими организациями во взаимодействии с органами местного самоуправления.
Зачастую, в муниципальных образованиях области вследствие отсутствия полной информации о существующих детских игровых объектах, детские площадки остаются без должного внимания и со временем утрачиваются. В связи с этим имеется необходимость составления реестров игровых площадок и аттракционов. В настоящее время в ряде территорий области ведётся работа в данном направлении (Жигаловский, Чунский и другие районы).
Необходимо отметить, что многими муниципальными образованиями Иркутской области принимаются меры по обновлению и модернизации игровых объектов. Так, в текущем году новые детские и спортивные площадки, игровые и спортивные модули установлены в 16 муниципальных территориях. Нередко установка детских площадок осуществляется в рамках ведомственных целевых программ.
Прошедшим летом Прокуратурой Иркутской области в муниципальных образованиях области проведены проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей при устройстве и содержании детских игровых площадок и аттракционов. В ходе проверок прокурорами выявлено более 1300 нарушений законов. Прокурорами внесено 236 представлений, в суд предъявлено 53 иска о принятии в муниципальную собственность бесхозяйных площадок, о включении их в реестр муниципальной собственности, а также о приведении указанных площадок в состояние, соответствующее требованиям ГОСТов, либо о сносе их или демонтаже.
Вопросы безопасности детей на детских площадках и аттракционах непосредственно коснулись деятельности Уполномоченного по правам ребёнка в Иркутской области.
В 2011 году к Уполномоченному поступил ряд обращений жителей г. Иркутска и Иркутской области, связанных с защитой прав детей на безопасные условия проживания, в частности, касающиеся нахождения детей на детских площадках. Так, например, от жителей г. Ангарска поступило обращение об опасности для жизни и здоровья детей, возникшей в связи со строительством в одном из дворов города детской игровой площадки на крышах подземных гаражей, перекрытия которых сгнили.
Учитывая, что указанные обстоятельства создавали массовую угрозу для жизни и здоровья детей, Уполномоченный проинформировал местную администрацию и территориальный орган прокуратуры и просил незамедлительно провести проверку по данному факту с принятием необходимых мер.
В результате было установлено, что строительство детской игровой площадки на крышах подземных гаражей во дворе дома осуществлялось управляющей компанией без получения согласований и разрешения уполномоченных органов. Строительство было приостановлено.
Обращения к Уполномоченному, имеющие подобный характер не единичны. Во всех случаях Уполномоченным и его аппаратом принимались оперативные меры реагирования, что позволило устранить угрозу для жизни и здоровья детей.
По данной проблеме Уполномоченный обратился к Губернатору Иркутской области с указанием необходимости разработать нормативный правовой акт, регламентирующий требования к состоянию детских площадок.
В 2012 году в адрес Уполномоченного обращения по вопросам обеспечения безопасности детей на детских игровых и спортивных площадках не поступали.
Еще одна актуальная проблема, которая была выявлена Уполномоченным за период осуществления деятельности, связана с неисправностью аттракционов, эксплуатируемых на территории региона, с несоблюдением владельцами аттракционов требований безопасности при их эксплуатации.
В настоящее время на федеральном уровне отсутствуют нормативные акты, устанавливающие обязательную ответственность производителей и владельцев аттракционов за необеспечение безопасности.
В целях обеспечения безопасности детей при пользовании аттракционами Уполномоченный по правам ребенка обратился к Губернатору Иркутской области с просьбой принять необходимые меры по координации действий заинтересованных органов и служб и рассмотреть вопрос о принятии правового акта, регламентирующего порядок эксплуатации аттракционов на территории Приангарья. В настоящее время работа в данном направлении продолжается.