Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости Уполномоченного

В Приангарье нужна система постинтернатного сопровождения детей-сирот в лице руководства профтехучилищ

Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Светлана Семенова 20 декабря приняла участие в коллегии прокуратуры Иркутской области, на которой обсуждались вопросы нарушения прав детей в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Детский омбудсмен акцентировала внимание надзорных органов на вопросах защиты прав детей-сирот и лиц из их числа, которые обучаются в учреждениях начального и среднего профессионального образования. «Уже четвертый год, на мой взгляд, происходит развал системы законного представительства в отношении детей-сирот, выпускников учреждений для детей-сирот, которые поступают учреждения начального и среднего профессионального образования и до 18 лет находятся под надзором органов опеки. А ранее государственными опекунами были администрации ПУ или СУЗов. Надзор за этой категорией детей, т.е. функции законного представителя должны осуществлять чиновники, специалисты органов опеки, однако это по факту невозможно. Эта система приводит к тому, что около 800 детей этой категории в год у нас оказываются без фактического надзора, и происходит грубейшее нарушение их прав. Складывается, можно сказать революционная ситуация: опека не может, а ПУ не имеют права и по разным причинам не хотят этим заниматься», - подчеркнула Светлана Семенова.

Чтобы решить эту проблему Правительство региона сформировало проект концепции постинтернатного сопровождения этой категории детей. В рамках долгосрочной целевой программы «Точка опоры» предусмотрен ряд мероприятий, в том числе создание постинтернатных отделений на базе учреждений начального и среднего профессионального образования и областная прокуратура вышла с законодательной инициативой в план законопроектных работ для того, чтобы разработать соответствующую программу и закон, регулирующий эти вопросы. Но это будет сделано не скоро и ситуация пока кардинально не меняется.

«Нам не удается эффективно решать вопросы защиты прав этой категории, дети бегут из учреждений, не выполняются надлежащим образом функции законного представительства в отношении этой категории. Еще и большие проблемы есть, связанные с защитой имущественных прав этой категории, потому что обеспечение и финансирование этой категории детей находится на достаточно низком уровне, несмотря на то, что в этом году были решены вопросы выравнивания стипендий этой категории учащихся, детям не хватает средств на проживание. В Иркутской области сложившаяся практика такова, что органы опеки не дают снимать личные деньги учащихся до наступления 18 лет со счетов. Но благодаря выросшим техническим возможностям и подростки, имея паспорта, заводят банковские карты, переводят через личные кабинеты средства со сберкнижек на эти карты и снимают их, пользуются и распоряжаются. И еще очень серьезная проблема: те, у кого эти счета накоплены к 18 годам, попадают в поле зрения криминальных структур вплоть до того, что лишаются всех денег и остаются ни с чем», - рассказала прокурорам Уполномоченный.

«Если в 2013 году нам не удастся решить вопросы по надлежащему законному представительству этой категории детей-сирот, то ничего хорошего нас не ждет. Мы проводили в этом году анализ, и я писала обращение к губернатору по этому вопросу. Если нам  не удастся решить вопрос, каким образом у нас будет выстроена система представительства то, к сожалению, развал системы будет продолжаться. С моей точки зрения, единственным разрешением этой ситуации может служить создание системы постинтернатного сопровождения в лице государственного образовательного учреждения сетью профессиональных училищ с функциями законного представительства, либо возможность создания таких отделений на базе детских домов, потому что дети по типовому положению о детских домах могут находиться в них до 18 лет, и закрепление этих детей за детскими домами. Мы пытались это сделать, частично  эта категория детей была закреплена за детскими домами в прошлом году, но из-за территориальной отдаленности, например, директор детского дома в Киренске не может осуществлять надзор, даже если у него находится личное дело ребенка в детдоме, за подростком, учащимся в Иркутске. Тем более, если этот ребенок убегает, необходимо объявлять в розыск, решать вопросы его медицинского обслуживания, организации летнего отдыха и все, что с этим связано. Я думаю, первостепенной задачей в 2013 году должно стать решение этого вопроса.

И еще один серьезный вопрос требует решения – это вопросы организации профилактической работы среди детей-сирот, обучающиеся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Находясь до 15-16 лет в детских учреждениях, эти дети  привыкают к плотному надзору со стороны руководителей. А когда попадают в общежития, под влиянием старших сверстников начинаются различные проблемы и девиации. На сегодня в правовом поле не решается вопрос по привлечению к ответственности лиц, которые должны отвечать за проведение профилактической работы среди детей-сирот, обучающиеся в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Если опекуном является орган опеки, фактически как юридическое лицо, то привлечь его к ответственности в рамках административного кодекса не возможно. И директора учреждения начального или среднего профобразования тоже нельзя. Поэтому дети до 16 лет, если не являются субъектами административных правонарушений, к ответственности не привлекаются. Эти вопросы необходимо держать на постоянном контроле, - подытожила Уполномоченный Светлана Семенова.