Генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Петрович Синельников ввёл «добровольный» детский налог с игральных карт – по 10 копеек с каждой игры и по 5 копеек с каждой колоды. Это позволяло хорошо обеспечивать воспитательные дома и приюты, а, уезжая из Сибири,Николай Петрович передал в городскую управу 15 тысяч собранных им благотворительных денег - на детский сад.
Подрядчик, выигравший торги на производство работ, счел своим долгом самым бережным образом распорядиться каждой синельниковской копеечкой.
Сэкономленный цокольный камень и сэкономленное железо были выгодно проданы, а деньги положены в банк. Там они подросли, и на них купили для детского сада мебель, учебные пособия, да еще и сторублевый пятипроцентный билет!
***
Подготовительную школу «Детский сад» задумала и сумела организовать иркутянка, выпускница здешнего института благородных девиц Мария Гавриловна Тюменцева. Под свой проект она собрала первоначальную сумму пожертвований, а главный инспектор училищ Восточной Сибири продвинул этот проект на уровне генерал-губернаторства. Опыты, надо сказать, удался: 4 марта следующего, 1869 года Детский сад был открыт. Сначала записали 20 детей, а уже в июне их насчитывалось вдвое больше. Большая часть педагогов взялась работать бесплатно, а в попечители выбран был купец 1-й гильдии А.А. Белоголовый, и он сразу же принялся за ремонт. К Рождеству многочисленные благотворители дали денег на елку и одежду для бедных детей. Последнее было очень кстати: почти половина детей была из мещанских и солдатских семей.
Поддерживался он исключительно пожертвованиями частных лиц, затем небольшое пособие начала выделять городская управа.
***
В 1910 году открылась бесплатная детская столовая. Средства на неё церковное братство собирало чтением публичных лекций. По меркам того времени, дети в возрасте 11-12 лет должны были кормить себя сами, и в архиерейской столовой, давая им бесплатный обед, в то же время стремились трудоустроить. Жёны священников решили устроить при столовой столярную мастерскую, а средства на неё дала жена успешного предпринимателя Второва.
***
В 1902 году председатель иркутского сиротского суда Концевич собрал 50 энтузиастов, готовых работать в иркутском Обществе защиты детей от жестокого обращения, но лишь два года спустя удалось получить из Петербурга примерный устав Общества. И сразу же началось обсуждение: где взять средства? «В числе таковых может быть и торговля на железнодорожных вокзалах и станциях предметами, необходимыми пассажирам. К примеру, ходатайство на такую торговлю уже возбуждено Томским обществом защиты детей», - писала газета Иркутские губернские ведомости» 30 ноября 1904 года. «Газета «Сибирская заря» от 24 мая 1907 года: «ДАВНО ПОРА. По примеру существующих в Америке обществ защиты детей от жестокого обращения и в Иркутске намечается открытие такого общества. По инициативе г-на К-ва. Он жертвует солидный капитал, это же обещает сделать и его близкая родственница».
(из материалов писательницы В. Рекуновой)