ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
Уполномоченного по правам ребенка
в Иркутской области
Общие положения
Учетная политика Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области (далее – Уполномоченного) является одним из основных документов, устанавливающих правила ведения бюджетного учета Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области (далее – Уполномоченного). Уполномоченный является главным распорядителем средств областного бюджета, главным администратором доходов областного бюджета, получателем средств областного бюджета.
Организация ведения бухгалтерского (бюджетного) учета
Ведение бюджетного учета Уполномоченного осуществляет главный советник в аппарате Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области – главный бухгалтер (далее – главный бухгалтер). Задачи и функции главного бухгалтера определены должностным регламентом.. Форма ведения бюджетного учета - автоматизированная с применением специализированного программного комплекса «1С: Бухгалтерия», «1С: Заработная плата и кадры бюджетного учреждения». В условиях автоматизации бухгалтерского (бюджетного) учета операции формируются в базах данных используемого программного комплекса. Рабочий план счетов бюджетного учета применяется в соответствии с приложением к Учетной политике. Для отражения объектов учета и изменяющих их фактов хозяйственной жизни используются унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные Приказом Минфина России № 52н и иные унифицированные формы первичных документов (при их отсутствии в Приказе Минфина России № 52н). Первичные и сводные учетные документы составляются на бумажных носителях или, при наличии технических возможностей субъекта учета, на машинных носителях - в виде электронного документа. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Сотрудники, ответственные за совершение фактов хозяйственной жизни, осуществляют внутренний контроль совершаемых фактов и несут ответственность за своевременное и качественное формирование документов, за достоверность содержащихся в документах данных. Данные прошедших внутренний контроль первичных (сводных) учетных документов регистрируются, систематизируются и накапливаются в регистрах бюджетного учета, составленных по унифицированным формам, утвержденным Приказом Минфина России № 52н. Формирование и хранение регистров бюджетного учета осуществляется в виде электронных документов. По итогам каждого календарного месяца отдельные бухгалтерские регистры, сформированные в электронном виде, распечатываются на бумажный носитель и подшиваются в отдельные папки в хронологическом порядке. Хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бюджетного учета осуществляется в течение сроков, установленных распоряжением Уполномоченного, согласно Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, но не менее пяти лет после окончания отчетного года, в котором (за который) они составлены.
Выдача денежных средств под отчет производится в соответствии с положением, приведенным к Учетной политике.
Состав постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов и ее деятельность осуществляется в соответствии с положением, приведенным в Приложении к Учетной политике. Для проведения инвентаризаций Уполномоченным ежегодно создается инвентаризационная комиссия. Состав комиссии устанавливается отдельным распоряжением.
Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит Уполномоченного проводится в соответствии с распоряжением Уполномоченного от 18.12.2017 № 32-ру.
Расходование бюджетных средств осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной сметой
Порядок отражения в бюджетном учете событий после отчетной даты, а также порядок раскрытия информации об этих событиях в бюджетной отчетности приведен в Учетной политике.
Основные средства
Срок полезного использования объекта основных средств определяется исходя из ожидаемого срока получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенного в активе. На принятые к бюджетному учету объекты основных средств начисляется амортизация. Расчет годовой суммы начисления амортизации основных средств производится линейным способом исходя из балансовой стоимости объектов основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта основных средств. Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине полной амортизации. По объектам основных средств амортизация в целях бюджетного учета начисляется в следующем порядке:
1) на объекты основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта основных средств на забалансовом счете в соответствии с порядком применения Единого плана счетов бухгалтерского учета;
2) на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;
3) на объект основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;
4) на иной объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию.
Признание в учете объектов основных средств, выявленных при инвентаризации, осуществляется по справедливой стоимости, установленной методом рыночных цен на дату принятия к учету.
Структурная часть объекта основных средств, которая имеет срок полезного использования, существенно отличающийся от сроков полезного использования других частей этого же объекта, и стоимость, составляющую значительную величину от его общей стоимости, учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Для целей настоящего пункта сроки полезного использования считаются существенно отличающимися, если они относятся к разным амортизационным группам, определенным в Постановлении Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Для целей настоящего пункта стоимость части объекта основных средств считается значительной, если она составляет не менее 10% его общей стоимости.
Отдельными инвентарными объектами являются: принтеры; сканеры
Материальные запасы
Оценка материальных запасов, приобретенных за плату, осуществляется по фактической стоимости приобретения с учетом расходов, связанных с их приобретением.. При одновременном приобретении нескольких видов материальных запасов расходы, связанные с их приобретением, распределяются пропорционально договорной цене приобретаемых материалов. . Материальные запасы принимаются к бюджетному учету на основании сопроводительных документов поставщика. . Во время приемки производится проверка соответствия объема, ассортимента, цен, качества материалов, указанных в сопроводительном документе. Получение материальных запасов оформляется распиской материально ответственного лица в сопроводительных документах поставщика. Отражение в учете операций по перемещению материальных запасов, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании следующих первичных документов: Требование-накладная, Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения. Списание материалов производится на основании следующих документов: Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения, Акт о списании материальных запасов, Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря. Списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости.
Денежные средства
Учет денежных средств осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Порядком ведения кассовых операций от 11 марта 2014 года № 3210-У. Кассовая книга в КСП области ведется автоматизированным способом и одновременно формируется на бумажном носителе.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Уполномоченный имеет право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, в пределах, доведенных до них лимитов бюджетных обязательств. Приобретение материальных ценностей, работ, услуг осуществляется на основании государственных контрактов (договоров) с поставщиками, исполнителями, а также иных гражданско-правовых договоров в соответствии с Гражданским кодексом РФ. При поставке материальных ценностей, выполнении работ, оказании услуг поставщики предъявляют следующие сопроводительные документы: счет, накладные, акты выполненных работ, оказанных услуг, счета-фактур, другие документы (спецификации, сертификаты, удостоверения качества и др.). Накладные являются первичными учетными документами, применяемыми для оформления поступления или отпуска материальных ценностей. Сопроводительные документы поставщика наряду с платежными документами служат основанием для отражения операций расчетов с поставщиками в бюджетном учете. Аналитический учет расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги ведется в Журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Журнал операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками составляется на основании платежных документов, товарно-транспортных накладных на получение материальных ценностей, счетов на оплату выполненных работ, оказанных услуг, актов приемки-сдачи выполненных работ и оказанных услуг. Закупка товаров, работ и услуг на основе государственных контрактов осуществляются в соответствии с Федеральным Законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Учет расчетов по оплате труда
Аналитический учет расчетов с работниками по оплате труда, пособиям и прочим выплатам ведется в Журнале операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию. В Табеле учета использования рабочего времени (ф. 0504421) регистрируются случаи отклонений от нормального использования рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка. Удержания производятся на основании следующих документов: письменных заявлений работников, договоров добровольного страхования, исполнительных листов и других документов. . Ответственным за исчисление и уплату налогов, сборов, страховых взносов, ведение регистров налогового учета является – главный бухгалтер. Уполномоченный использует электронный способ представления отчетности в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи.. Учет доходов, начисленных физическим лицам, предоставленных им налоговых вычетов, а также сумм удержанного с них НДФЛ ведется в налоговом регистре автоматизированным способом с применением специализированной программы «1С – Зарплата и кадры бюджетного учреждения».. Налоговые вычеты физическим лицам, в отношении которых Уполномоченный выступает налоговым агентом, предоставляются на основании их письменных заявлений. Учет выплат физическим лицам, а также базы для начисления страховых взносов и сумм начисленных взносов ведется автоматизированным способом с применением специализированной программы «1С – Зарплата и кадры бюджетного учреждения»
Санкционирование расходов
Документы, подтверждающие принятие (возникновение) бюджетных обязательств:
- расчет годового фонда оплаты труда;
- гражданско-правовой договор с юридическим или физическим лицом на выполнение работ, оказание услуг, поставку материальных ценностей;
- при отсутствии договора - счет, акт выполненных работ (оказанных услуг);
- согласованное Уполномоченным заявление на выдачу под отчет денежных средств, распоряжение Уполномоченного, расчет или авансовый отчет;
- налоговая декларация, налоговый расчет (расчет авансовых платежей), расчет по страховым взносам, решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов;
- исполнительный лист, судебный приказ;
- извещение об осуществлении закупки;
- иной документ, в соответствии с которым возникает обязательство.
Документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств:
- Расчетная ведомость (ф. 0504402);
- счет, счет-фактура, товарная накладная, универсальный передаточный документ, справка-расчет, чек;
- акт выполненных работ (оказанных услуг), акт приема-передачи;
- согласованное Уполномоченным заявление на выдачу под отчет денежных средств, распоряжение Уполномоченного, расчет или авансовый отчет;
- налоговая декларация, налоговый расчет (расчет авансовых платежей), расчет по страховым взносам, решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов;
- исполнительный лист, судебный приказ;
- Бухгалтерская справка (ф. 0504833);
- иной документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства по обязательству.
Администрирование доходов
Администрирование поступлений (начисление доходов по суммам поступлений в бюджет). Основанием для отражения операций по поступлениям являются Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета, предоставляемые органом Федерального казначейства в соответствии с Соглашением на кассовое обслуживание бюджета, и первичные документы, согласно которым отражены операции на лицевых счетах администраторов. Аналитический учет расчетов по доходам (счет 1 205 00 000) ведется в разрезе видов доходов по плательщикам и соответствующим им суммам расчетов в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам.
Особенности формирования и представления бюджетной отчетности
Уполномоченный как получатель бюджетных средств, администратор доходов областного бюджета, составляет бюджетную отчетность. Единая методология и стандарты составления месячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении областного бюджета (далее – бюджетная отчетность) устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Сроки составления бюджетной отчетности Уполномоченным устанавливаются в соответствии со сроками, установленными для представления отчетности в министерство финансов Иркутской области. Бюджетная отчетность считается составленной главным бухгалтером после подписания ее экземпляра Уполномоченным.
Технология обработки учетной информации
Обработка учетной информации и подготовка бюджетной отчетности осуществляются автоматизированным способом. Уполномоченный с использованием телекоммуникационных каналов и электронной подписи осуществляет электронный документооборот по следующим направлениям:
- система электронного документооборота с Управлением Федерального Казначейства Иркутской области;
- система электронного документооборота с министерством финансов Иркутской области; - система электронного документооборота с Инспекций федеральной налоговой службы, с отделением Пенсионного фонда России, с отделением Фонда социального страхования России, с территориальным органом службы государственной статистики по Иркутской области;
- передача электронных списков на перечисление заработной платы сотрудникам Уполномоченного в информационные системы банков в рамках зарплатного договора.