Министру социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

В.А. Родионову

О проекте региональной стратегии

Уважаемый Владимир Анатольевич!

Мною рассмотрен направленный Вами проект региональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Иркутской области, принятый в рамках реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее – проект стратегии).

По результатам рассмотрения, считаю, что предусмотренные проектом стратегии положения в целом охватывают весь спектр проблем, существующих в настоящее время на территории Иркутской области в сфере детства.

Вместе с тем имеется ряд ключевых предложений, которые представляется необходимым учесть при доработке проекта стратегии:

1. в положениях проекта региональной стратегии слабо отражены мероприятия (направления) в таких сферах, как спорт, культура и молодежная политика (за исключением развития патриотического воспитания и поддержки молодежных и детских общественных объединений). Полагаю, что данным направлениям должно быть уделено существенное внимания в целях повышения уровня духовно-нравственного, культурно-эстетического, физиологического развития детей и подростков, обеспечения их занятости и снижения рисков возникновения асоциальных проявлений (агрессии, дискриминационного поведения, травли сверстников и др.);

2. в положениях проекта стратегии не прослеживается роль и участие органов местного самоуправления в сфере защиты детства (в таких вопросах, как обеспечение развивающей среды для детей (детские площадки) и ее безопасность; обеспечение доступной среды для детей-инвалидов на объектах муниципальной собственности; обеспечение жилищных прав малоимущих семей с детьми, состоящих на учете и др.). Полагаю, что вопросы участия органов местного самоуправления целесообразно отразить отдельным блоком в рамках проекта стратегии либо включить в соответствующие разделы проекта стратегии. В этих целях представляется необходимым запросить предложения Ассоциации муниципальных образований Иркутской области по вопросам участия органов местного самоуправления в реализации региональной стратегии;

3. в рамках реализации региональной стратегии возникнет необходимость в разработке ряда долгосрочных и (или) ведомственных целевых программ. Полагаю целесообразным выделить перечень данных программ отдельным блоком в рамках проекта стратегии, включив в него программы: в сфере информационной безопасности детей, постинтернатной адаптации и сопровождения выпускников интернатных учреждений, профилактики детской инвалидизации и др., а также предусмотреть продление действия программы «Точка опоры»;

4. полагаю необходимым обеспечить широкое общественное обсуждение проекта стратегии (проведение общественной экспертизы) посредством размещение его на официальных сайтах уполномоченных органов на определенный срок для получения предложений общественности, обсуждения в Общественной палате Иркутской области.

Также полагаю целесообразным привлечь непосредственно детей и подростков к обсуждению проекта стратегии и формированию предложений к нему, в частности, по разделу VII «Дети – участники реализации региональной стратегии». Соответствующая площадка для обсуждения может быть организована на базе аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области.

Также имеются предложения по конкретным разделам проекта стратегии:

1. в разделе I «Введение» в подразделе 1 «Основные проблемы..» отразить такую проблему, как слабо развитая социальная инфраструктура для оказания необходимой помощи и содействия детям и семьям, не отвечающая современным потребностям;

  1. 2.по разделу II «Семейная политика детствосбережения»:

- в пункте 3.1. предлагаю уточнить принадлежность (форму собственности) государственного алиментного фонда;

- пункт 3.2. необходимо дополнить направлениями, предусматривающими:

создание на территории области межведомственной системы сбора и учета информации о детях, нуждающихся в государственной защите, и семьях групп риска по социальному сиротству (единого банка данных о таких детях и семьях) в целях формирования единой коммуникационной среды в сфере профилактики социального сиротства и жестокого обращения с детьми;

разработку региональных нормативов численности специалистов социальной сферы, работающих с семьями и детьми;

- в рамках мероприятий данного раздела недостаточно четко выделено такое направление, как развитие (реструктуризация) действующей сети областных государственных учреждений для детей и семей, перепрофилирование их с учетом потребностей времени (создание отделений помощи семей и детям в каждом муниципальном образовании области; создание (расширение сети) учреждений (отделений), оказывающих реабилитационную помощь детям-жертвам насилия и жестокого обращения);

- дополнить указанием на создание кризисных служб не только для детей, пострадавших от жесткого обращения, но и для женщин, имеющих детей, и пострадавших от жесткого обращения и насилия;

- подраздел 4 «Ожидаемые результаты…» дополнить следующим показателем: «сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме»;

3. по разделу III «Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей»:

- в пункте 3.2.:

выделить отдельное направление, предусматривающее создание необходимых условий для получения качественного образования, эффективной реабилитации и социализации детьми, находящимися в учреждениях закрытого типа (спецшколах);

предусмотреть создание (развитие) инфраструктуры учреждений (отделений) для обучения, воспитания и социализации детей с сохранным интеллектом, но имеющим различные физические патологии (нарушения опорно-двигательного аппарата и др.);  

- пункт 3.6. дополнить мероприятием, предусматривающим расширение сети областных государственных учреждений, предоставляющих социально-педагогические и психологические услуги детям и подросткам (центров реабилитации и коррекции и др.) в каждом муниципальном образовании области;

4. по разделу IV «Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни»:

- в пункте 3.1. включить направления, предусматривающие:

создание условий для обеспечения получения детьми качественной медицинской помощи и обслуживания по всей территории Иркутской области (обеспечение наличия необходимых специалистов, в том числе, узкопрофильных; необходимого медицинского оборудования и надлежащих условий для оказания медицинской помощи и др.);

обеспечение условий для оказания медицинской и реабилитационной помощи непосредственно детям, страдающим алкогольной, наркотической, токсической зависимостью в каждом муниципальном образовании Иркутской области;

5. по разделу VI «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия»:

- в подразделе 2 «Основные задачи…» предлагаю отразить такое важное направление как организация и обеспечение эффективного функционирования на территории Иркутской области системы бесплатной юридической помощи детям и их семьям;

6. раздел VIII «Механизм реализации региональной стратегии»:

предлагаю предусмотреть в качестве механизма контроля за ходом реализации региональной стратегии ежегодные и специальные доклады Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по вопросам соблюдения прав ребенка в Иркутской области.

С.Н. Семенова

site 2017 2

Контакты

664011, г. Иркутск
ул. Горького, 31, каб. 105, каб. 120

Рабочие часы:
понедельник-пятница: 09:00 - 13:00, 14:00 - 18:00

приемная: +7 (3952) 34-19-17, 24-21-45
запись на прием: +7 (3952) 34-19-17

Детские телефоны доверия
+7 (3952) 24-18-45
8-800-2000-122
8-800-3504-050

электронная почта: rebenok.irk@mail.ru

 

© 2012 Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
Все права защищены.