Вопросы, связанные с защитой прав детей в сфере здравоохранения, безусловно, очень важны и всегда актуальны, поэтому мы не могли оставить без внимания это мероприятие, и благодарим за приглашение уже второй раз принять в нем участие.

Выступая на данной конференции в прошлом году, я уже рассказывала о том, что из себя представляет такой орган, как Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области, но, учитывая, что возможно не все из вас присутствовали в прошлый раз, для начала скажу несколько слов о нашей деятельности.

Дети имеют особые по сравнению со взрослыми права, которые закреплены в Конвенции о правах ребенка. И эти особые права нуждаются в особой защите и особых механизмах ее осуществления. Дети в силу своего возраста и связанных с ним особенностей, в силу своей ограниченной дееспособности не могут в большинстве случаев самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. От их лица действуют законные представители ребенка (родители, опекуны, директора детских учреждений и пр.). В случае нарушения прав ребенка самими законными представителями, а также в случае, когда они не отстаивают нарушенные права ребенка, тот остается беззащитным.

Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка в Российской Федерации, сложилась достаточно давно. Однако, к сожалению, реальное положение дел в сфере защиты детства зачастую свидетельствует о недостаточности такого содействия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается.

С целью создания эффективной системы защиты прав и интересов детей в нашей стране Президент РФв сентябре 2009 года подписал Указ «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Сегодня институт Уполномоченных по правам ребенка создан во всех регионах России.

16 февраля 2011 года решением Законодательного Собрания Иркутской области на территории Иркутской области был назначен первый Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области. На сегодняшний день данную должность замещает Семенова Светлана Николаевна.

Правовой статус Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области, круг решаемых им задач и полномочий, установлен принятым Законодательным Собранием Иркутской области Законом Иркутской области от 12 июля 2010 года № 71-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области».
К числу основных задач, стоящих перед институтом Уполномоченного, относится не только решение вопросов защиты и восстановления нарушенных прав конкретных детей, но и в целом, улучшение положения детей, проживающих в регионе, активизация решения существующих проблем в области социальной защиты, образования, воспитания, обеспечения занятости, здоровья и развития подрастающего поколения.

Также институт Уполномоченного является органом, осуществляющим независимый контроль за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, детских учреждений в части обеспечения прав детей.

Во всех субъектах Российской Федерации, где введены должности Уполномоченного по правам ребенка, востребованность этого института подтверждается значительным объемом обращений к нему граждан. Безусловно, и в нашей деятельности работа с обращениями граждан, оказанием максимальной помощи в восстановлении нарушенных прав ребенка - одно из основных направлений деятельности Уполномоченного.

Также в рамках рассмотрения обращений Уполномоченный оказывает широкий спектр бесплатной правовой помощи детям и их семьям, в том числе в подготовке процессуальных документов.

С более подробной информацией об Уполномоченном и его деятельности можно ознакомиться на официальном сайте Уполномоченного по адресу: http://irdeti.ru.

Приемная Уполномоченного по правам ребенка находится по адресу: г. Иркутск, ул. Горького, 31, (каб. 120, 105) (т. 241845, 341917). К нам можно обратиться и по электронной почте: адрес электронной почты – Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..


Переходя непосредственно к теме своего доклада, я бы хотела остановиться на наиболее острых проблемах детства, решение которых зависит, в том числе, от деятельности учреждений здравоохранения и, в частности, от педиатрических служб.

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ДЕТСКАЯ СМЕРТНОСТЬ

Одной из наиболее серьезных демографических проблем Российской Федерации, серьезным вызовом для системы защиты детства является проблема детской смертности, в том числе младенческой смертности.

По данным Иркутскстата на конец 2011 года количество случаев смерти детей до 1 года снизилось на 10,1% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и составило 330 человек (на 01.01.2011 года – 367 чел.).

В структуре причин смерти младенцев преобладают:

1. состояния, возникающие в перинатальный период –32% от всех случаев;

2. врожденные аномалии –18,0% от всех случаев;

3. болезни органов дыхания –14,5% от всех случаев;

4. инфекционные и паразитарные болезни –5,0% от всех случаев;

5. несчастные случаи –7,0% от всех случаев.

В 2011 году и с начала этого года в аппарат Уполномоченного систематически из различных источников поступает информация о случаях детской и младенческой смертности(обращения граждан, сводки ГУВД по Иркутской области, СМИ).

Один такой случай стал известен в результате поступившей к Уполномоченному жалобы гр. П. на бездействия медицинских работников, приведших к смерти ее малолетнего ребенка. В январе2011 года она родила сына в роддоме г. Зима Иркутской области. Как указывает заявительница, врачи в роддоме лишь обрезали пуповину, осмотрели уши, поставили прививку БЦЖ.

После выписки мамы и ребенка, ее муж, ближайшие родственники стали замечать, что ребенок неестественно часто дышит, у него слишком частое сердцебиение и синюшный цвет кожи, однако ни патронажная сестра, посещавшая ребёнка после выписки, ни врач-педиатр, приходившая для осмотра, не проявили должного внимания к жалобам родителей новорожденного. Лишь в апреле 2011 года после настойчивых жалоб родителей, врач-педиатр направила ребенка на обследование. Обследования ребенка показали, что у него порок сердца. В ходе проводимой в
г. Иркутске операции ребенок умер.

В результате проверок, проведенных компетентными органами по инициативе Уполномоченного, факты, указанные в жалобе, подтвердились, виновные привлечены к дисциплинарной ответственности. Материалы служебной проверки были направлены в органы Следственного комитета по Иркутской области, которыми была проведена доследственная проверка и ранее принятое решение об отказе в возбуждении уголовного дела отменено.

К сожалению, нередки в нашем аппарате обращения граждан с жалобами на недостаточный контроль со стороны педиатрических служб за детьми первого года жизни, на ненадлежащие действия медицинских работников, повлекшие значительный вред здоровью ребенка или его смерть. В 2011 году доля таких обращений составила 6,2% всех обращений (42 обращения).

Анализ причин детской смертности позволяет констатировать, что на сегодняшний день врожденные заболевания у детей далеко не единственная ее причина.

Исходя их поступающей к нам оперативной информации, мы видим, что катастрофическую распространенность сегодня приобретают случаи гибели детей от внешних причин, чаще всего в результате несчастных случаев на транспорте, пожаров, утоплений, отравления алкоголем, токсичными веществами, а также случайных удушений (когда причиной гибели младенцев явилась асфиксия в результате того, что они были попросту придавлены своими спящими родителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения).

То есть, мы видим, что зачастую смерть детей связана с ситуациями, в возникновении которых существенную и зачастую определяющую роль играет отсутствие контроля со стороны родителей или иных лиц, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетними. По мнению экспертов, более 80% детских смертей можно было бы предотвратить!

В ряду имеющихся проблем в организации надлежащей и своевременной помощи детям, в проведении ранней диагностики заболеваемости и необходимых медицинских обследований, следует назвать и недостаток требуемых квалифицированных кадров.

Так, в 2011 году к Уполномоченному поступило обращение от родителей детей, проживающих в г. Братске, об отсутствии возможности проведения процедуры ультразвукового исследования головного мозга по причине болезни врача, осуществляющего нейросонографию. После вмешательства Уполномоченного, другой специалист медицинского учреждения был направлен на специализированную подготовку по ультразвуковой диагностике.

Проблемы охраны здоровья детей, профилактики детской смертности, безусловно, требуют комплексного подхода к их решению. В качестве механизмов повышения эффективности решения данных проблемы видятся такие как:

- формирование на региональном и муниципальном уровне комиссий по мониторингу причин смертности детей и координации мер, способствующих созданию безопасной среды для ребенка;

- совершенствование вопросов организации патронажа детей первого года жизни;

- повышение качества медицинской диагностики, а также качества и своевременности оказания детям необходимой медицинской помощи;

- реализация программ профилактики детского травматизма с задействованием потенциала всех органов и организаций, деятельность которых связана с вопросами обеспечения безопасности;

- работа по профилактике употребления подростками психоактивных веществ и алкоголя;

- развитие сети кабинетов здорового ребенка, а также медико-социальных отделений в детских поликлиниках для оказания комплексной медицинской и социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Следует отметить, что в целях улучшения качества и доступности медицинской помощи в регионе, Правительством Иркутской области разработана и реализуется долгосрочная целевая Программа модернизации здравоохранения Иркутской области на 2011-2012 годы. Модернизация и развитие системы педиатрической службы Иркутской области является одним из основных направлений Программы.

Хотелось бы надеяться, что реализация запланированных мероприятий Программы позволит создать на территории области необходимые условия для предоставления качественных услуг в сфере медицинского обслуживания детей, обеспечить их право на качественный уровень охраны здоровья и снизить показатели детской смертности.

ДЕТСКИЕ СУИЦИДЫ

Одной из основных внешних причин детской смертности, на которой хотелось бы отдельно остановиться – это детские суициды. В этом году особо отмечен всплеск волны детских суицидов в целом по России и Иркутская область здесь, к сожалению, не оказалась исключением. В прошлом и в текущем году в работе нашего аппарата находилось на контроле расследование сразу нескольких случаев подростковых суицидов, произошедших на территории нашей области.

Немного статистики: Россия занимает шестое место по общему уровню самоубийств в мире. По данным Минздрава России в год кончают жизнь самоубийством 985 человек. Однако, среди несовершеннолетних «еще более худшие показатели» - около 20 суицидов на 100 тыс. детей. Всего же в России ежегодно кончают жизнь самоубийством более 200 детей и 1,5 тысячи подростков. Согласно докладу «Смертность подростков в Российской Федерации», подготовленному под эгидой ЮНИСЕФ, российские подростки чаще своих сверстников из других стран расстаются с жизнью по собственному желанию. 20% подростков в возрасте от 15 до 19 лет страдают депрессией, мысль о суициде появляется у 45% девушек и 27% юношей.

По данным Росстата за 2010 год - Иркутская область одна из лидеров среди субъектов РФ по числу детских суицидов наряду с Республикой Башкортостан, Омской областью, Пермским краем, Краснодарским краем.

Согласно стат.данным ГУ МВД РФ по Иркутской области всего в 2011 году имел место 131 факт детского суицида (2010 – 166, 2009 – 160, 2008 – 98), из них: со смертельным исходом – 25 (2010 – 18, 2009 – 30, 2008 – 18), незавершенные попытки – 106 (2010 – 148, 2009 – 130, 2008 – 80).

Экспертами отмечается, что больше всего оконченных суицидов совершается по причине семейных конфликтов, романтических отношений, наличия личностных проблем, замкнутости, психических заболеваний.Также выделяют и такие причины как: конфликты со сверстниками и друзьями, неуспехи в учебе, низкий уровень школьной адаптации, бестактное поведение отдельных педагогов (психологическое насилие), конфликты с учителями, боязнь ЕГЭ и низкий уровень сдачи ЕГЭ.

Учитывая вышеприведенные «страшные» показатели, Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка отмечается необходимость модернизации российской системы суицидологической помощи.

С ребятами, которые остались в живых после таких попыток, надо много работать, чтобы они второй раз не пошли на такой шаг. Необходимо выстраивать эффективную работу и с близким окружением ребенка, с его семьей, особенно если она находится в сложной жизненной ситуации. Т.е. необходимо осуществлять системную профилактику подростковых суицидов, а для этого необходимы соответствующие специалисты.

Проводиться такая работа должна в первую очередь школой, школьными педагогами-психологами, социальными педагогами, но также нельзя умалять и роль специалистов учреждений здравоохранения в профилактике суицидальных наклонностей у детей и работе с детьми, совершившими попытки суицида.

Как мы видим исходя из тех данных, что представляет нам министерство здравоохранения области, у нас катастрофически не хватает квалифицированных кадров по работе со случаями детских суицидов: количество специалистов в области, работающих с детьми, пострадавшими от суицидов, составляет – 8 чел., суицидологов – 1 чел., что, безусловно, не может быть признано достаточным при имеющихся негативных показателях.

Поэтому вопросам увеличения количества и профессиональной подготовки соответствующих кадров (суицидологов, медицинских психологов) на данном этапе должно уделяться самое пристальное внимание.


ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ И СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

На протяжении уже нескольких лет Иркутская область занимает лидирующие позиции среди регионов Сибирского федерального округа по:

- ежегодно выявляемому числу детей-сирот,

- общему числу детей-сирот в регионе, числу детей, проживающих в учреждениях,

- числу детей, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, а также отобранных, в связи с угрозой жизни.

В Иркутской области на 1 января 2012 года общая численность детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, составляет 22 915 детей, что составляет 4 % от общей численности детского населения в регионе.

Необходимо отметить, что за последние годы государственная социальная политика в интересах детей в Иркутской области, реализуемые федеральные, региональные и муниципальные целевые программы, прежде всего в области социальной защиты, образования, здравоохранения, создали реальные предпосылки для положительной динамики охраны прав и законных интересов детей, в том числе, в сфере профилактики социального сиротства.

В частности, в Иркутской области:

- принята Концепция по профилактике социального сиротства на 2009 - 2013 годы;

- утверждена и достаточно эффективно реализуется долгосрочная целевая программа «Точка опоры» по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2011 -2013 годы;

- утвержден и реализовывается План мероприятий по профилактике социального сиротства на 2011-2013 годы.

Результаты реализации данных программных мероприятий в 2011 году впервые позволили снизить на 9% число вновь выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2010 году за период 12 месяцев вновь выявлено 3 217 детей, оставшихся без попечения родителей, в 2011 году - 2 932 ребенка.

В 2011 году на 9% (14 чел.) снизилось число детей, изъятых из семей по причине жестокого обращения или угрозе жизни и здоровью ребенка.

В 2011 году значительно уменьшилось количество отказных детей в родильных домах и отделениях новорожденных. За 2011 год 172 ребенка были оставлены матерями в родильных домах и отделениях новорожденных, что на 32,3 % меньше по сравнению с 2010 годом (254 чел.).

Однако, несмотря на названные положительные тенденции, к сожалению, приходится констатировать, что проблемных вопросов в сфере профилактики социального сиротства и жестокого обращения с детьми еще достаточно много. Ежегодно в Иркутской области выявляются тысячи новых социальных сирот, от 5 до 8 и даже более детей ежедневно.

Очевидно, что справиться с проблемой сиротства в регионе невозможно, не пересмотрев все существующие на сегодня ресурсы и стратегическим образом не переориентировав деятельность служб по защите детства на раннее выявление случаев семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми, организацию сопровождения семьи на всех стадиях кризиса.

Думаю, вам всем известно, что в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения относятся к числу субъектов системы профилактики наряду с: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, органами опеки и попечительства, органами управления социальной защитой населения, органами управления образованием и учреждениями образования, органами по делам молодежи и органами службы занятости.

Каждый из названных органов и учреждений в пределах своей компетенции призван осуществлять индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Выявление фактов жестокого обращения с детьми в первую очередь базируется на работе, так называемой, первичной сети – это специалисты системы образования, социальной защиты населения и здравоохранения, которые систематически видят ребенка или семью.

Деятельность органов и учреждений здравоохранения, как субъектов системы профилактики, регламентируется, как я уже отметила:

- Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

- а также совместным приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 251-мпр и министерства здравоохранения Иркутской области
№ 280-мпр от 25 марта 2009 года «О Порядке межведомственного взаимодействия при оказании медико-социальной помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении, в том числе ВИЧ-инфицированным женщинам и детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями».

Названным Порядком закреплены конкретные действия специалистов медицинских служб (родильных домов и детских поликлиник) по организации медико-социального патронажа семей, находящихся в социально опасном положении. Я не буду сейчас их цитировать, поскольку предполагаю, что вы должны их хорошо знать.

Помимо названных федеральных и областных нормативных правовых актов, деятельность участковых педиатров учреждений здравоохранения по профилактике семейного неблагополучия и выявлению детей, проживающих в социально опасных условиях, регламентируется и на уровне муниципальных нормативных правовых актов, принятых в некоторых муниципальных образованиях Иркутской области (например, постановление администрации МО г. Усолье-Сибирское от 06.09.2011 № 1971 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства и жестокого обращения с несовершеннолетними, находящимися в социально опасных условиях»).

Необходимо, чтобы указанные мною нормативные-правовые акты были хорошо известны каждому специалисту учреждения здравоохранения, работающему с детьми, и их предписания, безусловно, строго выполнялся.

Факты, с которыми нам приходится сталкиваться в каждодневной работе, порой свидетельствуют о том, что действия, предписанные данными актами работникам детских медицинских учреждений, не всегда выполняются должным образом.

За примерами далеко ходить не надо. Буквально в течение двух дней на прошлой неделе к нам в аппарат поступило три звонка от посторонних граждан, которые рассказали о нахождении детей в опасности.

Нами были организованы оперативные выезды органов системы профилактики по данным случаям и в результате были выявлены следующие ситуации.

Первая ситуация: на Помяловского в городе Иркутске. Возникает вопрос, как осуществлялся педиатрический патронаж данной семьи, почему своевременно не были замечены признаки неблагополучия матери данных детей, почему руководителем детского учреждения здравоохранения не была передана информация о данной семье в органы опеки и попечительства??? В настоящее время по данному факту проводится служебная проверка.

Еще одна ситуация, когда женщина, гуляя на улице со своим внуком, обнаружила маленького безнадзорного ребенка. Также по данному сигналу был организован выезд органов системы профилактики, в результате которого выяснилось, что ребенок проживает в семье, у одного из членов которой открытая форма туберкулеза. Безусловно, в данном случае тоже есть вопросы к учреждениям здравоохранения.

В сложившейся на сегодняшний день ситуации, когда проблемы профилактики семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и, как следствие, социального сиротства стоят особо остро, важнейшее значение приобретает усиление роли участковых педиатрических служб в противодействии данным негативным явлениям.

Участковым педиатрам, которые ведут приемдетского населения и выходят на дом к пациентам, вполне по силам оценить не только медицинский, но и социальный статус семьи, бытовые условия, в которых растет и воспитывается ребенок, степень родительской ответственности, существующие в семье проблемы со злоупотреблением алкоголем, наркотиками и т.п.

Осмотр ребенка по любому поводу - при обращении родителей, профилактический осмотр или в рамках патронажа требует от врача-педиатра настороженности в отношении рассматриваемых проблем, поскольку предоставляется реальная возможность даже при отсутствии жалоб увидеть первые признаки жестокого обращения. Далеко не всегда эти признаки очевидны, и часто лишь внимательное отношение к ребенку и его родителям может прояснить картину.

Из всех форм жестокого обращения с детьми, безусловно, наибольшую сложность представляет выявление признаков сексуального насилия над детьми, которое в последнее время приобретает просто катастрофическую распространенность. По данным СУ СК РФ по Иркутской области наш регион входит в пятерку самых неблагополучных регионов по числу преступлений «педофильного» характера в отношении детей. И вызывает особую тревогу то, что наиболее часто такие преступления совершаются членами семьи детей или лицами из их близкого окружения (со стороны отчимов, отцов, дедушек, соседей).

1) Безусловно, работники педиатрических служб учреждений здравоохранения, а также другие узкие детские специалисты (психологи, хирурги, гинекологи, неврологи и пр.) должны обладать специальными знаниями и навыками, необходимыми для распознавания признаков жестокого обращения с детьми, оценки состояния и физического развития детей, а также умением использовать имеющиеся возможности и собственный статус для оказания необходимой помощи детям и их неблагополучным семьям.

Соответствующая подготовка должна проходить в рамках повышения квалификации медицинских работников. Для чего необходима разработка специализированных программ повышения квалификации по данным направлениям. Руководители детских медицинских учреждений, а также органы управления в сфере здравоохранения должны уделять данным вопросам должное внимание.

2) На всех педиатрических участках лечебно-профилактических учреждений области должны иметься списки социально-неблагополучных семей.

3) Оказание медицинской помощи детям, проживающим в социально-неблагополучных семьях, должно стоять на постоянном контроле администрации лечебно-профилактических учреждений.

4) С целью контроля за условиями содержания и воспитания детей в неблагополучных семьях, медицинским персоналом детских поликлиник должны проводится социальные патронажи, частоту которых определяет возраст ребенка, состояние его здоровья, выявленная проблема в семье и необходимость медицинской поддержки.

5) При проведении патронажа должно осуществляться профилактическое консультирование и обучение семьи навыкам здорового образа жизни с учетом неблагополучия по таким направлениям, как:

пропаганда воспитания детей без применения насилия,

предупреждение инфекционных заболеваний,

санитарно-просветительная работа по формированию здорового образа жизни и пр.

6) Возникшие подозрения на жестокое обращение с детьми, в том числе пренебрежение их основными нуждами, ставит перед медицинскими работниками целый ряд важнейших задач:

- установить сам факт жестокого обращения;

- незамедлительно! сообщить об этом в соответствующие компетентные органы – органам опеки и попечительства, участковому уполномоченному полиции, территориальной КДНиЗП;

- оказать требуемую медицинскую помощь ребенку и, при необходимости, направить ребенка на госпитализацию;

- принять на своем уровне все возможные меры к пресечению жестокого обращения с детьми.

6) При установлении факта жестокого обращения с ребенком особое внимание должно уделяться фиксации фактов физического, сексуального или других видов насилия над ребенком в первичной медицинской документации, и передача этих сведений в правоохранительные органы для осуществления необходимых процессуальных действий.

Представляется, что в решении всех обозначенных задач участковым педиатрам следует работать в тесном контакте с представителями смежных специальностей, а также представителями других органов и учреждений системы профилактики.

Руководителям органов необходимо для своих специалистов проработать четкие алгоритмы действий при возникновении тех или иных ситуаций. Каждый участковый педиатр должен понимать куда, кому и в каких случаях необходимо обращаться по той или иной проблеме.

Вот те основные задачи, которые, на наш взгляд, должны стоять перед педиатрическими службами учреждений здравоохранения и руководителями данных учреждений в решении вопросов профилактики жестокого обращения с детьми и социального сиротства.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО-ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ СПЕЦИАЛЬНЫМ ПИТАНИЕМ

Еде один вопрос, на котором хотелось бы заострить ваше внимание, связан с бесплатным обеспечением детским питанием детей первого-второго года жизни.

Этот вопрос возник из практического примера, когда к нам обратилась женщина, проживающая на территории
г. Ангарска, с жалобой следующего характера:

В управлении соцзащиты по месту жительства ей выдали справку о том, что среднедушевой доход ее семьи ниже прожиточного минимума. С этой справкой женщина обратилась к участковому врачу-педиатру и заведующей детской поликлиникой, которые отказали ей в выдаче рецепта на получение специальных продуктов детского питания, мотивируя это тем, что ее ребенок весит больше нормы, поэтому ему не положено.

Данное обращение показало нам, что видимо не везде работники медицинских учреждений знают о том, что на территории Иркутской области действует два нормативных правовых акта, регулирующие вопросы обеспечения бесплатным питанием детей первых лет жизни:

- Закон Иркутской области от 17.12.2008 № 118-оз «О порядке обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет через специальные пункты питания по заключению врачей в Иркутской области»;

- постановление Губернатора Иркутской области от 16.12.1997 № 400-п «О порядке бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания».

В соответствии с указанным Законом области обеспечение питанием детей до трех лет, осуществляется по заключению врача, выданному при наличии установленных данным Законом медицинских показаний (и такое показание, как дистрофия у детей, действительно входит в перечень данных показаний).

Что же касается указанного постановления Губернатора, то в соответствии с ним право на бесплатное обеспечение детей специальными молочными продуктами питания поставлено в зависимость только от величины среднедушевого дохода семьи. Именно справка о среднедушевом доходе семьи, подтверждающая малоимущность семьи, является единственным основанием для выдачи медицинскими работниками учреждений здравоохранения рецепта на получение продуктов питания.

Другой вопрос, что финансирование денной меры социальной поддержки возложено в рамках данного постановления на бюджеты органов местного самоуправления. И, как недавно нами выяснилось, не во всех муниципалитетах эта мера финансово обеспечена. Эта, безусловно, тема для нашего вмешательства и мы будем сейчас над ней работать.



Екатерина Макарова

советник Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области

site 2017 2

bezopasn 2018

Hot telephon

doska pocheta

prav banner

Контакты

664011, г. Иркутск
ул. Горького, 31, каб. 105, каб. 120

Рабочие часы:
понедельник-пятница: 09:00 - 13:00, 14:00 - 18:00

приемная: +7 (3952) 34-19-17, 24-21-45
запись на прием: +7 (3952) 34-19-17

Детские телефоны доверия
+7 (3952) 24-18-45
8-800-2000-122
8-800-3504-050

электронная почта: rebenok.irk@mail.ru

 

© 2012 Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области
Все права защищены.